10 марта, 2023 - 12:43
Для театра и для многих поколений его зрителей история Али-Бабы и сорока разбойников является по-настоящему особенной. Во второй половине семидесятых годов спектакль с участием Анатолия Шихалиева, Владимира Иванова, Бориса Хадзегова, Юрия Балкарова, Венеры Гадзаевой и множества других звезд кабардинской сцены стал настоящим явлением. Для школ и родителей считалось не просто хорошим тоном, а обязательным пунктом отвести детей на сказку с замечательными декорациями и костюмами – о, эти роскошные восточные халаты и тюрбаны! – лейтмотивом которой был зажигательный хит Джо Дассена «Tacata», и отвести не один раз. Чуть позже ТВ КБАССР записало оба варианта спектакля – и на русском, и на кабардинском языках. И пользовались они ничуть не меньшим успехом.
Так что чувства зрителей старшего поколения, сопровождавших на премьеру Мисостова своих детей и внуков, в основном сводились к предвкушению и волнению. Волнению от предстоящей встречи с давними воспоминаниями и впечатлениями, приправленному легким флером беспокойства: а вернутся ли эти впечатления без разочарования взрослых людей, надеющихся окунуться в свое детство, да и актуальна ли вообще история доброго и честного лесоруба в эпоху продвинутых интернет-технологий?
И ответ на каждый из этих вопросов утвердительный. Несмотря на сравнительную – по сравнению со спектаклем многолетней давности – скромность костюмов и оформления, постановка производит впечатление захватывающей и поучительной сказки. А когда Али-Баба (Имран Бляшев) произносит свой проникновенный монолог о том, что он не нуждается в чужих деньгах, что за всю свою жизнь он не взял ни одной монеты, не заработанной честным трудом, но что награбленными бандитами сокровища могут принести пользу множеству бедных людей, то звучало это, без преувеличения, на шекспировском уровне.
Но возвышенность этого монолога, обращенного в зал, была понятна и самой маленькой публике, ради которой – что было необыкновенно приятно – так же, как и в позднесоветском «Али-Бабе», были отредактированы самые жестокие и натуралистичные моменты оригинальной сказки.
Здесь нет убийств, но наказание, понесенное отрицательными героями во главе с коварным, опасным, но обаятельным Главарем (Заур Карданов), не оставляет для маленьких зрителей сомнений в торжестве законов вселенской справедливости о победе добра над злом.
И Факир-фокусник в исполнении настоящего фокусника Астемира Семенова, необыкновенно виртуозно взаимодействующего с детьми даже самого маленького возраста (что, впрочем, не мешает автору этих строк полагать, что из него вышел бы не менее прекрасный Касим), является вершителем и исполнителем этой справедливости. Что всегда находит отзвук в сердцах детей и двадцатого, и двадцать первого века.
Есть и еще один универсальный момент, остающийся неизменным, что полвека назад, что сейчас, что через следующие полвека: всеобщую радость в зрительном зале, когда артисты произносят волшебное «Симсим, открой дверь!» (симсим, или сезам – старинное название кунжута). И еще большую радость, когда злой и жадный Касим (Ислам Хажхожев), забыв заветный пароль, перебирает различные варианты, включающие кукурузу до картофеля.
Да, детям поколения смартфонов, оказывается интересны забавные шутки, проверенные временем, и старые сказки с классическими сюжетами и вечными истинами.