15 сентября, 2023 - 11:55
Такие фразы многократно раздавались в минувшее воскресенье на площади Абхазии и Курортном сквере, заполонили которые мимы, клоуны, акробаты, музыканты, танцовщики и множество других артистов, приехавших в Нальчик для проведения фестиваля уличных театров «Город счастья».
Организаторы – Институт развития города «Платформа», благодаря которому, по сути, в столице Кабардино-Балкарии и проходит весь интересный «движ» последних лет, администрация г. Нальчика и шеринговая компания «Busy-Fly» – обещали зрителям театральные постановки и эксперименты в разных жанрах. Гостей уже второго фестиваля уличных театров ждали импровизации, буффонада, кукольный театр, музыкальные выступления, фокусы, эксцентрика. На протяжении фестиваля, во время и между театральными представлениями, публику развлекали ходулисты, левитирующие статуи, казанский шарманщик Шаман.
Нашлось место для всевозможных фотозон, фуд-корта, арт-базара местных и не только мастеров. Детям делали аква-грим, проводили мастер-классы, предоставили возможность на большой пластиковой стене проявить свои таланты в области граффити и других изобразительных искусств.
Необыкновенно повезло с погодой, ведь изначально фестиваль планировался как двухдневное мероприятие, но дождь 9 сентября скорректировал все планы. Скорректировал, но не изменил, вопреки всем понятным опасениям. Спасибо и организаторам, сумевшим двухдневную программу трансформировать в однодневную, спасибо и артистам, не отменившим свои выступления. Единственное неудобство получили мы – зрители, жадно желавшие успеть и на главную сцену на площади Абхазии, и на находившуюся чуть поодаль площадку «Карусель», и в Курортный сквер. И многим это удавалось, а некоторые компании делились пополам, и в интерактивном режиме «видеостримили» друг другу представления с разных площадок, на которых весь день в режиме нон-стоп работали артисты, сумевшие перенести нас в необыкновенный волшебный мир.
Зрители тут же брали их в кольцо, благодарно аплодировали, участвовали в интерактивах и даже в самих спектаклях. И, само собой, потом подходили за автографами и совместными фото. Конечно, это было долго, но гостям нравилось. Ну а сам Нальчик понравился им еще в день приезда.
- Какой же красивый Нальчик! – восторгался перед началом первого фестивального представления клоун, художник, актер «сНежного шоу» Славы Полунина, основатель московской театральной компании «За Углом» Андрей Климак. – А какие серные ванны! Непередаваемые впечатления, как они спасли нас вчера после дождя, отогрели! Какая красивая у вас площадь!
После завершения фестиваля на своих страничках в соцсетях Климак запостил видео, в котором показал вечерний Нальчик и поделился расширенными впечатлениями о городе и его изумительной публике.
Впечатления были взаимны: зрители тепло встретили оба спектакля компании «Лисапед-Шоу» и «Горожан».
«Лисапед-Шоу», по символическому совпадению проходившее сразу после завершения V этапа шоссейной велогонки «Дружба народов Северного Кавказа», награждение победителей которого проходило тут же, на главной сцене, – это абсолютно уникальное в своем роде представление. Задействованные в нем велосипеды, среди которых и культовый «пенни-фартинг» с огромным передним колесом, созданы вручную по оригинальным эскизам. Помимо основного представления, «Лисапед-Шоу», артисты которого одеты в элегантные костюмы стиля «британский сельский шик», включало в себя активное взаимодействие со зрителями, в том числе и катание на велосипедах.
А в центре внимания «Горожан» были уже не велосипеды, а фантастическая и фантасмагорическая конструкция «Пепелац», пользовавшаяся необыкновенным зрительским успехом.
На главной сцене артисты уличного клоун-театра «Высокие Братья/Tall Brothers» показали свой «Дурацкий цЫрк». Коллектив заслуженный и именитый, являющийся участником различных фестивалей по клоунскому искусству по всему миру. Среди его регалий и Гран-при международного фестиваля пантомимы и клоунады «Comediada-2019» (Grand Prix), и звания лауреатов Международного фестиваля клоунады в Москве. «Высокие Братья» – это трюковые и интерактивные площадные и камерные спектакли, игровая импровизация, жонглирование, эквилибр на моноцикле, импровизация и контактная трюковая клоунада со зрителем и многое другое, что было представлено с лихвой в «Дурацком цЫрке».
Клоун-мим Авабука – альтер-эго актера «сНежного шоу» театра Полунина, режиссера Павла Алехина из Санкт-Петербурга – успел выступить и на главной сцене, и в Курортном сквере. И, как и обещалось, действительно привез театр в чемодане, в котором нашлось место, кажется, всему, от всевозможных музыкальных инструментов до огромных белых флагов, напоминающих крылья – те самые, с которыми в январе прошлого года на I Фестивале уличных театров в Нальчике выступали артисты театра «Легкие крылья» из Альметьевска.
В этом году в Курортном сквере гости из Татарстана показали спектакль «Немое кино» – уличную клоунаду, выдержанную в стилистике первых черно-белых фильмов без звука, в котором артисты выражают оммаж великим комикам прошлого. В первую очередь Марселю Марсо и Леониду Енгибарову.
Расположенная возле качелей Столетия на площади Абхазии локация была всецело епархией гостей из Санкт-Петербурга. АНО «Театральные технологии» и группировка SADKOVAIZGDOVA (Елена Садкова из города Гдова – еще одна актриса и режиссер, вышедшая из полунинских «Лицедеев») представили мультимедийное пантомимическое шоу «Карусель».
Где-то среди тесно прижатых друг к другу домов большого города, среди индустриального шума и потока спешащих людей кружится Карусель – вроде небольшой цирк-шапито, а на самом деле целая планета. И путешествие на эту планету, показанное дважды, вечером было совсем непохоже на дневное представление. Хотя оба спектакля были волшебны.
Закрывал Фестиваль уличных театров «Город счастья» московский музыкальный коллектив «1/2 оркестра» – духовые, ударные, перкуссия, множество «примочек» и процессоров. Коллектив по праву считается одной из главных оркестровых и джазовых команд новой волны в России, в том числе и благодаря качающему груву и непередаваемой атмосфере своих лайвов. Что и было продемонстрировано в Нальчике, став мощным заключительным аккордом фестиваля, за который хочется поблагодарить «Платформу» и всех-всех гостей, которых, надеемся, мы увидим вновь!