21 января, 2024 - 11:15

Карина Орквасова с детства делала все, чтобы отличаться от других, поэтому и стала дизайнером одежды. Эта специальность тем и хороша, что дает полное право не только выглядеть иначе, но и предлагать свое видение окружающим. И чаще всего убеждать их в своей правоте.
Девочка из Баксана регулярно поражала окружающих своим видом – ну и что, что так не принято? Когда Карина была маленькой, отец привозил ей обновки из Греции, на худой конец – из Москвы, и дочь искренне радовалась всему необычному. Сверстники и одноклассники к этому привыкли, но вельветовая шляпа салатового цвета, в которой как-то появилась девочка, сразила их наповал, а Карине обеспечила славу самой экстравагантной школьницы Баксана. Орквасова всегда была в авангарде: «Помню, как первой надела гетры в сочетании с шотландской юбкой. Через неделю так одевались буквально все!» Но активно заняться дизайном одежды ее лишь годы спустя сподвигли собственные дети: очень не хотелось наряжать трех девочек в одинаковые синтетические тряпочки, усыпанные стразами и пайетками. Да и дочерям-погодкам это не слишком нравилось…
Конечно, ее бренд, созданный несколько лет назад, еще не приобрел всемирной славы, но главного для себя Карина уже добилась: наряды от «Kadeli» ни с чем другим не перепутаешь. Только в них классические борта и тщательно обработанные пиджачные лацканы органично и естественно сочетаются с художественно оформленными прорехами, а топы и платья приобретают совершенно невероятную форму. Сама Карина характеризует свое направление сдержанно – классический стиль с элементами авангарда. При этом авангард преобладает над классикой, уважительно ее подчеркивая, а в коллекциях доминируют яркие цвета – Орквасова не любит черный. А веселое название «Kadeli» сложилось из фрагментов имен трех ее дочерей – Каролины, Аделины и Салимы.
Карина очень благодарна своей маме – именно она подсказала, чему дочери стоит учиться: сначала была детская художественная школа в Баксане, потом Колледж дизайна в Нальчике, где Карина занималась у замечательных художников Рустама Тураева и Керима Аккизова. Затем Орквасова изучала графический дизайн в Пятигорском государственном технологическом университете, поскольку высшее образование считала для себя необходимым: «Я поняла, что именно дизайн – самое подходящее для меня занятие, а люди, в нем занятые, – моя среда! Это максимум возможностей сделать то, что задумала. Когда я этим занималась, душа летала от счастья. Мне все нравилось, все было важно и интересно, хотелось учиться и учиться».
И все равно ей казалось, что знаний и умений недостаточно: изучив отзывы известных дизайнеров, Карина выбрала для себя московскую онлайн-академию брендинга и дизайна «METRICS», работающую под девизом «Как за 9 месяцев стать дизайнером одежды и основать свой бренд», и поступила туда. Училась дистанционно, находясь в декретном отпуске. А в Москву отправилась уже для участия в финальном показе коллекций одежды выпускников «METRICS», который начали именно ее моделями. Дизайнерские работы для «выпускного» показа выбирали специалисты из Лос-Анджелеса, и отбор был довольно строгий: «Я думала, там никого ничем не удивишь, столько талантливых ребят… Но меня неожиданно захвалили». Находясь в столице, Карина заодно приняла участие и в Московской неделе моды, где в течение трех дней могла продавать свои наряды: «В этом году меня тоже пригласили. Но с тремя детьми особенно не поездишь». Муж Аслан называет супругу «вечной студенткой», а ее занятие считает скорее хобби, чем бизнесом, поскольку расходов пока значительно больше, чем доходов. Однако увлеченность супруги ему нравится, и Аслан помогает ей, чем может.
«Помогают и дети!» – смеется Карина. Работать ей приходится в детской, и старшая дочь, 6-летняя Аделина, недавно потребовала иголку и нитку. И вполне уверенно стала что-то к чему-то пришивать. Средняя, 5-летняя Каролина, помогает маме тем, что всегда имеет собственное мнение о любом наряде, и к ней порой стоит прислушаться. По словам мамы-дизайнера, дочь одевается как хочет, и препятствовать ей бесполезно – можно только советовать. И старшие дочери, и младшая, 4-летняя Салима, часто участвуют в показах маминых коллекций для детей, хотя никто никогда не учил их работе на подиуме. Одной из дочерей принадлежит замечательный совет, данный Карине: «Мама, не продавай свои модные вещи! А то все будут модные, а ты – нет».
Для самой Карины в ее творчестве главное – создание чего-то отличного от того, что большинство окружающих знают, видели, признают модным и хотят надеть: «Надо забыть о стандартах и о том, что хотят носить все. Если что-то создаешь – создавай принципиально иное!» Одной из таких тем в коллекциях Карины стала трансформация старых мужских пиджаков. Интерес и уважение к пиджакам молодой дизайнер испытывала давно. Она признается, что в ее личном гардеробе пиджаки и жакеты занимают особое место: «Когда я дополняю пиджаком платье, то чувствую себя по-другому – увереннее, что ли… В каждой коллекции у меня присутствуют и жакет, и пиджак, а трансформация пиджаков – теперь моя любимая тема».
Когда в онлайн-академии состоялось занятие под названием «Испорченный пиджак», Карина решила поэкспериментировать с отцовским – серым, длинным, который тот давно не надевал. Ей понравилось задание – сделать из мужского пиджака нечто совершенно другое, да и вообще что угодно: «Жертвами стали несколько отцовских пиджаков, но я получила много новых интересных форм, по макетам которых сшила несколько необычных изделий, и включила их в коллекцию. Были пиджаки со спинкой в форме Х, с открытой спиной, с ассиметричными бортами». Карина получила от работы с мужскими пиджаками колоссальное удовольствие, а у отца их нашлось довольно много – старых, вышедших из моды и лежащих мертвым грузом. Один из папиных пиджаков стал даже вечерним платьем, у которого одно плечо открыто.
Считается, что дизайнер одежды должен любить шить. Карина же этим не слишком увлечена – она придумывает свои необычной формы модели, рисует их, делает лекала, выкройки и передает работу «своей» портнихе, с которой давно уже найдено взаимопонимание: «Дизайнер должен уметь грамотно делегировать часть работы, доверив ее людям, которые сделают не хуже него. Если я буду самостоятельно отшивать то, что придумала, на коллекцию будут уходить месяцы, если не годы, а в это время в голове уже складывается следующая коллекция!» Правда, во время обучения она шила сама, причем вручную. Шьет самостоятельно она и в том случае, когда не может объяснить всех нюансов портнихе. Но, как правило, просто передает ей эскиз, макет и следит за исполнением.
Девочки в детстве шьют платья куклам, Карина же придумывала игрушкам «новый образ». В возрасте, когда девочки осваивают швейную машину, она ничего себе не шила – ей больше нравилось рисовать. Созданием одежды Карина занимается не слишком давно, но успех пришел уже после первых показов. И выражался он не только в похвалах специалистов и аплодисментах зрителей, но и в заказах, поступающих сразу. Однако к успеху Карина относится достаточно спокойно, думать о нем пока некогда, поскольку молодой дизайнер все время учится и пока не собирается останавливаться: минувшей осенью она закончила новый курс в КБГУ – «Создание коллекции с помощью нейросетей».
Карине трудно назвать какую-то любимую, особенно дорогую для нее модель: «Сложно выбрать. Каждое изделие по-своему люблю, и у каждого есть своя история!» Например, черный топ необычной формы, который «лег на душу» московской блогерше. Та показала его на своей страничке, и после этого такой же топ захотели иметь десятки, если не сотни женщин. А история создания популярного топа была очень проста: Карина в задумчивости резала ножницами черный ватман на куски, а потом что-то в их форме ее заинтересовало. И на стоящем рядом манекене она собрала из кусочков ватмана черный топ: «И мне самой он настолько понравился, что я решила его сшить. Вот и получился тот самый знаменитый топ – из неопрена, на хлопковой подкладке». Позже с использованием этого топа было придумано и сшито черное платье, которое нравится и Карине, и всем, кто его видел. Но это очень редкий случай: обычно Карина даже самые удачные модели не повторяет – они уникальны. Например, топ «цикламен», который собирали из кусочков ткани вручную около 7 часов, – такое не повторишь, даже если очень захочешь! Сама дизайнер с удовольствием одевается в свои же модели, особенно в торжественных случаях.
Свои работы Карина Орквасова за последние годы показывала в Москве, в Ставрополе. В Нальчике она получила искреннее удовольствие, продемонстрировав их на нетворкинге «Код публичности», который организовала известная коуч, стилист, директор Академии красоты VIVID CONVERSION Анастасия Бондарь – сама она была в пиджаке «от Карины», а деловые женщины из многих городов России разъехались из Нальчика, увозя наряды «Kadeli» или сделав заказы. Одна из них еще раньше видела поразившее ее платье Карины в соцсетях – и, естественно, уехала в нем.
Нальчане же смогли увидеть работы Орквасовой на фестивале «Гильдии мастеров» «Арт-Эль», который проходил в Курзале в конце прошлого года («СМ» №52, 2023). Руководитель ГМ Мунира Жулабова рассказала, что Карина стала одним из первых и самых активных членов гильдии, поддерживала идею и помогала в организации фестиваля: «Карина из тех мастеров, которые заинтересованы не в получении энной суммы здесь и сейчас, а в перспективе для всех мастеров, которые делают уникальные вещи. То, что показала Орквасова, – практически «высокая мода», уместная на подиумах любой страны мира, но созданная между Нальчиком и Баксаном с тремя детьми на руках. Конечно, и в Кабардино-Балкарии уже есть поклонники ее мастерства, но чертовски обидно, что за славой и деньгами талантливые люди с Кавказа по-прежнему едут в столицу, этим, собственно, и создавая московский культурный слой. А пусть бы москвичи ехали сюда за нарядами от «Kadeli», за украшениями, музыкальными инструментами, керамикой и остальным, что делают наши уникальные умельцы. Для этого мы и создавали «Гильдию мастеров», которая будет регулярно показывать новые работы самых талантливых своих членов и сделает все, чтобы их «раскрутить»!»