19 января, 2022 - 11:04
В Кабардино-Балкарии открыт прием заявок для участия в программе «Земский учитель».
Программа предполагает конкурсный отбор претендентов на право получения единовременной компенсационной выплаты учителю, прошедшему этот отбор и прибывшему (переехавшему) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек. Компенсационная выплата, напомним, составляет один миллион рублей.
Как рассказал начальник отдела дошкольного и общего среднего образования Минпросвещения, науки и по делам молодежи КБР Алим Мальбахов, программа реализуется уже третий год. За два предыдущих года благодаря ей в сельских школах республики появилось 15 новых высококвалифицированных педагогов. В конкурсном отборе участвовали учителя не только из Кабардино-Балкарии, но и из других регионов, причем не только соседних, таких, как Ставропольский и Краснодарский края, но и весьма отдаленных – например, из Кемеровской области.
- За два года у нас было два «внешних» победителя конкурсного отбора, - уточнил Алим Мальбахов. – Обе учительницы из Ставропольского края. К сожалению, одна из них, проработав год, вынуждена была уволиться по семейным обстоятельствам. В таких случаях компенсационная выплата должна быть возвращена, ведь в Положении о программе оговаривается срок работы – не менее пяти лет. Вторая учительница – пятигорчанка Марина Ломова – преподает физику в школе сельского поселения Светловодское Зольского района.
Конечно, мы в курсе, как работается на новом месте нашим земским учителям: все без исключения трудятся с большой отдачей, на хорошем счету у администрации школ, сработались и сдружились с коллегами и, что очень важно, завоевали любовь и уважение учеников.
В январе этого года мы объявили новый набор в программу «Земский учитель». Основные критерии для допуска к конкурсному отбору – это наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования, а также возраст на момент подачи заявки – до 55 лет. Есть определенные критерии и в рамках самого конкурсного отбора. Это профессиональная подготовка, квалификация, стаж и опыт работы, а также профессиональные достижения.
В нашей республике региональным оператором, ответственным за прием и регистрацию заявлений и документов претендентов, является государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР. Так что все желающие принять участие в программе могут подать заявление и документы в Центр. Хочу уточнить, что к участию в конкурсном отборе не допускаются претенденты, в заявлениях которых место планируемого переезда будет соответствовать муниципальному образованию или городскому округу, в котором претендент проживает или работает на момент подачи заявления.
Кроме того, претендент может подать документы только на одну вакантную должность учителя, включенную в перечень вакантных должностей, с учебной нагрузкой не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы в соответствии с трудовым договором.
Заявки претендентов для участия в конкурсном отборе принимаются до 16 мая 2022 года.
«Я учу детей…учиться»
Марина Витальевна Ломова – учитель с тридцатилетним стажем. Победив в прошлом году в конкурсном отборе программы «Земский учитель», она преподает физику в светловодской школе Зольского района. Она не жалеет, что поменяла элитную пятигорскую гимназию на маленькую сельскую школу. «Дети везде одинаковые, - считает она, – и везде хорошие».
- В педагогику каждый приходит своим путем. И у многих этот путь определен любимым учителем, - говорит Марина Витальевна. – В школе моего родного города Белая Калитва Ростовской области у меня была самая лучшая учительница физики, мне так нравилась и она, и предмет, который она преподавала, что я даже не задумывалась о будущей профессии – все было решено в старших классах: буду учителем физики. Закончила педагогический вуз в Ростове-на-Дону и вернулась в свою же школу уже как учитель. Я там двадцать лет проработала до переезда – по семейным обстоятельствам – в Пятигорск.
Я никогда особо не задумывалась о том, что для меня педагогика. Призвание? Источник хоть небольшого, но стабильного дохода? Любимая работа? Все вместе, наверное. Не любила бы свою работу, 30 лет не работала бы в школе. Хотя я, конечно, вижу и понимаю и минусы этой профессии. Да и не только я, все мои коллеги это понимают. И в числе самых больших минусов не только низкие зарплаты, но и совершенно невероятное количество «бумажной работы» – всех этих планов, отчетов…Чуть ли не половина нашего труда уходит на написание мало кому нужных бумаг. Сколько полезного и интересного мы бы могли сделать с детьми и для детей, если бы были избавлены от этого «бумаготворчества».
В Пятигорске я преподавала физику в гимназии – известном в городе учебном заведении со своими методиками, своей структурой и очень сильным педагогическим составом, в котором были учителя с научными степенями и званиями. Я знала о том, что в стране начала действовать программа «Земский учитель», мы обсуждали ее с коллегами, но сама я не помышляла об участии в ней. До тех пор, пока к нам в гимназию не приехала директор светловодской школы. Она говорила об этой программе, как о взаимовыгодном контракте: школа, в которой уже несколько месяцев нет учителя физики, наконец, получит его, дети начнут изучать предмет, а учитель, кроме своего законного миллиона, получит стабильную работу в дружном педагогическом коллективе. Не могу сказать, что я сразу «загорелась идеей». Нет, взвешивала, размышляла, советовалась с семьей. Все-таки «за» перевесили. Деньги нужны были для решения жилищных проблем. Насколько я знаю, я такая не одна – многим педагогам, участвующим в программе «Земский учитель», этот миллион был нужен для решения именно жилищных проблем.
В Светловодское я не переехала жить, каждый день езжу сюда на работу из Пятигорска, благо есть машина, я водитель со стажем.
Чем различаются школы, в которых мне приходилось работать? Материально-техническая база может быть разной у городской гимназии и сельской школы. Хотя сейчас и сельские школы неплохо оснащены всем необходимым. Структура может быть разной: в городских гимназиях и лицеях часто работа выстроена по университетскому принципу – предметные кафедры, уроки по парам. Но это все не очень существенно. На коллег мне во всех школах везло. И в Светловодском тоже. Директор была права, педколлектив здесь замечательный. Потихоньку учат меня кабардинскому – ненавязчиво, в бытовых разговорах. Рассказывают о местных традициях и обычаях, если интересуюсь, искренне радуются успехам детей в физике – здесь этот предмет несколько месяцев не изучали, так как не было педагога. Дети? А дети везде одинаковые – веселые, добрые, любознательные, везде хорошие.
В Светловодском я преподаю физику во всех классах – с седьмого по одиннадцатый. К ЕГЭ не готовлю, в этом году никто из старшеклассников Единый госэкзамен по физике сдавать не будет: слишком большие пробелы в знаниях из-за долгого отсутствия учителя. Но мы наверс-тываем упущенное, стараемся. Надеюсь, в следующем году кто-то заявит и физику среди выбранных предметов ЕГЭ. А пока мы учимся…учиться! Для меня научить детей учиться не менее важно, чем дать им знания по физике. Ведь каждый человек должен уметь самостоятельно добывать знания, и не только добывать их, но и систематизировать, сравнивать, анализировать. Исследовательская работа, я считаю, обязательна для учащихся. Начала я с того, что предложила детям выбрать темы и сделать проекты по ним. Конечно, объяснила, как это делается. Но в назначенное время многие принесли мне под видом проектов просто скачанные из интернета статьи. Но у меня это не проходит, мне нужна именно исследовательская работа. И мы начали учиться учиться – находить нужную информацию, изучать ее, анализировать, структурировать. И, знаете, детям это понравилось! Теперь приходят ко мне и сами предлагают темы для проектов, причем очень интересные темы. И я вижу, как у них горят глаза, как им не терпится приступить к работе. И меня это очень радует.