25 августа, 2021 - 09:51

На базе нальчикской гимназии №4 откроется новый «Кванториум». Из республиканского бюджета на эти цели выделено почти 22 миллиона рублей. Детский технопарк будет создан в рамках нацпроекта «Образование». Это среда для ускоренного развития по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. На площадках, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, дети будут обучаться бесплатно. Идея создания детских технопарков «Кванториум» была предложена и одобрена еще в 2015 году в рамках программы Минобрнауки и Агентства стратегических инициатив «Новая модель системы дополнительного образования детей». Уже с 2016 года стала развиваться федеральная сеть детских технопарков, призванных стать инкубаторами новой инженерной мысли в России. Сегодня детские технопарки «Кванториум» возводят по проекту «Успех каждого ребенка», реализуемого в рамках нацпроекта «Образование». Проект ставит своей целью вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях. Обучение ведется по 14 различным направлениям, так называемым «квантумам». Так, в IT-квантуме программируют и учатся защищать данные в Интернете, в биоквантуме изучают микробиологию и биотехнологии, в аэроквантуме знакомятся с созданием беспилотных летательных аппаратов. Попасть в «Кванториум» может любой ребенок, вне зависимости от степени его одаренности. Первый «Кванториум» в Кабардино-Балкарии был создан в декабре 2016 года на базе Детской академии творчества «Солнечный город». По словам его руководителя Идара Хацукова, сегодня в технопарке обучаются почти 800 школьников из городов и сел Кабардино-Балкарии. Работа ведется по пяти «квантумам»: «Космо», «Нано», «Робо», «Энерджи» и «IT». Технопарк имеет также свой хайтек-цех. В октябре 2020 года в республике заработал первый мобильный технопарк - автомобильная станция для транспортировки высокотехнологичного оборудования, используемого для обучения детей программам инженерной направленности. Он позволяет обучать около 4 тысяч детей из отдаленных сел региона в год. В этом же году в Нальчике на базе СШ №33 открылся центр цифрового образования «IT-куб» для приобщения учащихся к инновациям в сфере информационных технологий, робототехники и IT-инжиниринга. В начале этого года министр просвещения, науки и по делам молодежи КБР Анзор Езаов пообещал, что до конца 2023 года в республике технопарки «Кванториум» создадут на базе еще трех школ, первой будет нальчикская гимназия №4. - Проект по созданию технопарков в республике будет реализовываться ежегодно, - сказал он. – Первой будет гимназия №4, на следующий год еще одна школа в городском округе Нальчик, а в 2023 году – в школе городского округа Прохладный. Нам очень важно интеллектуальное развитие детей и подростков, их вовлечение в исследовательскую деятельность. Мы должны научить детей нестандартно мыслить, творить и изобретать, помочь им определиться с выбором перспективной, востребованной специальности. Что первым базовым образовательным учреждением для «Кванториума» была выбрана гимназия №4, никого не удивило, ведь именно она стала первой в республике площадкой для знакомства школьников с робототехникой. - Все начиналось 11 лет назад с обычного кружка по робототехнике, - говорит директор гимназии Римма Нагоева. – Мы понимали перспективность этого направления в технике, возрастающий интерес детей и подростков к новым технологиям, поэтому решили попробовать. Начали с того, что нашли и оборудовали помещение для занятий, поставили там удобные столы. Потом, благодаря поддержке и помощи нашего министерства просвещения, получили несколько образовательных робототехнических модулей. У нас сначала не было педагогов, их вообще в то время трудно было найти, но у нас были увлеченные и талантливые старшеклассники! Тимур Христофоров, Станислав Кутузов, Тимур Муждабаев, Ислам Тауканов, Азермас Шиков – в разное время эти ребята увлеченно занимались сами и смогли увлечь немало своих сверстников и ребят помладше. За сборкой моделей они забывали о времени, родителям приходилось чуть ли не насильно их по вечерам домой уводить. Потом появились и педагоги, мы начали участвовать в соревнованиях – всероссийских и международных, начали в них побеждать, а за победы получали новые модули. Мы ввели робототехнику и технологию в учебный план, так как с каждым годом детей, мотивированных на их изучение, становилось все больше. Когда в «Солнечном городе» открылся «Кванториум», мы наладили сетевое взаимодействие с ребятами оттуда, наши воспитанники соревновались друг с другом и набирались опыта. Ведь совершенствование в такой области, как робототехника, невозможно без соревновательного момента, без участия в конкурсах и олимпиадах, и чем выше их статус, тем лучше. Сейчас, с открытием технопарка в нашей гимназии, откроются огромные ресурсные возможности и у нас, мы обязательно продолжим возрождать инженерно-техническое образование. А это сегодня очень важно! Г. Урусова.