10 августа, 2023 - 11:08

Это была очень сильная шестерка лауреатов – до финала регионального этапа конкурса «Учитель года» дошли шестеро педагогов из Урванского, Зольского, Баксанского района, городов Баксан и Нальчик. Пока подсчитывали баллы за все задания, жюри бурно спорило о кандидатах на победу и призерство. Мнения разделялись, но в одном все были единодушны – такой сильной шестерки последние лет десять не было точно. Тогда же и родилась идея написать обо всех шести лауреатах конкурса в нашей постоянной рубрике «Портрет на фоне школы». До конца этого года, объявленного Годом педагога и наставника, мы познакомим вас со всеми учителями, вышедшими в финал регионального конкурса «Учитель года» – все они заслуживают внимания и интереса, все профессиональны и талантливы.
Первое интервью с представителем «великолепной шестерки» – учителем физики лицея для одаренных детей ДАТ «Солнечный город» Эльдаром Суйдюмовым – мы публиковали в мае, сегодня знакомим читателей с лауреатом профессионального конкурса педагогов – учителем информатики и ИКТ нальчикской СШ №9 Олегом Кочетовым.
СПРАВКА «СМ»
Кочетов Олег Викторович, 35 лет, родился и вырос в Нальчике, после окончания СШ №6 учился в КБГУ по направлению «Прикладная математика и информатика», закончил университет в 2011 году. Студент Северо-Кавказского института искусств по специальности «Режиссура кино и ТВ».
Дважды становился победителем профессионального конкурса педагогов – «Открытие» и «Учитель года-2018».
Руководитель школьного музыкального коллектива и видеостудии «ВДВ» («ВиДеостудия деВятой»).
Женат, имеет троих детей.
- Мама, папа, жена, теща, - это он перечисляет учителей в своей семье. – Как я мог выбрать себе другую профессию, я же вырос в семье учителей, я живу в семье учителей, у меня даже младший сын родился в День учителя! Со мной с первого класса и по сей день постоянно рядом оказываются педагоги, которые сначала влюбили меня в эту профессию, а теперь поддерживают во мне эту любовь. И это не обязательно учителя-предметники, это мои учителя-наставники.
- Для вас учитель и наставник это один человек или между ними есть разница?
- По-моему, нет разницы. Каждый учитель – наставник, и каждый наставник – учитель, по-другому просто не может быть. В моей жизни были педагоги, которые учили меня разным школьным предметам и при этом становились моими наставниками в жизни, помощниками в выборе будущей профессии, и были педагоги, которые не преподавали мне никаких школьных предметов, но тоже много сделали для становления меня как личности, как профессионала.
- Расскажите хоть про некоторых. Первым педагогом был…
- Мама была моим первым педагогом! Я понимаю, у всех мамы – первые учителя в жизни, с самого рождения, но у меня другой случай – мама была моим педагогом в начальной школе – она преподавала музыку, которую я, к слову, очень любил. На одном из первых школьных уроков музыки я поднял руку, как нас учили, и сказал: «Мама, можно выйти?» и очень удивился, когда она сказала, что в школе я должен называть ее по имени и отчеству. Как это так, свою собственную маму – по имени и отчеству?! Но мне нравилась музыка, нравилось, что мама работает учителем, я ею гордился, и вот тогда, пожалуй, у меня зародились первые мысли о возможной будущей профессии.
А в шестом классе мы начали изучать информатику, и я понял, что это самый интересный предмет из всех существующих. Шестая школа была «продвинутая» уже тогда – далеко не в каждой городской школе имелись компьютеры, пусть даже с мониторами с электронно-лучевой трубкой. И уж точно ни у кого не было такого замечательного преподавателя информатики, как наша Елена Петровна Парфенова. После первого же ее урока я вышел из класса с твердой мыслью: «Это именно то, чем я хочу заниматься!»
- Значит, первые шаги к профессии – любовь к музыке и информатике? Как впоследствии совместили несовместимое?
- Если добавить сюда педагогику, будет очень гармонично, у меня ведь уже много лет получается это совмещать. Не только музыку, но и другие виды искусства – режиссуру, актерское мастерство. Любовь к последнему у меня случилась классе в седьмом. У нас в школе была тогда очень сильная команда КВН, в которую я, признаюсь, попал «по протекции» папы, который тоже работал в этой же школе. Начал с совсем маленькой роли, а к выпускному классу уже вошел в городскую команду «Седьмой континент». Команда была собрана из ребят двух школ – нашей и СШ №24, где в то время педагогом была наш кэвээновский вдохновитель, организатор, режиссер, сценарист – в общем, «наше кэвээновское всё» - Наталья Андреевна Тутова. Прекрасный педагог, который, к слову, у меня никаких предметов не преподавал, но очень много сделал для меня как учитель-наставник! Я играл в команде до четвертого курса универа, совмещая учебу с КВН, игрой в студенческом театре и постоянными выступлениями в «Студенческих веснах».
А на четвертом курсе, когда университет стал активно практиковать обучение по двум образовательным программам, нам предложили получить дополнительную специальность на кафедре педагогики и психологии. Я, конечно, с радостью согласился и с удовольствием и интересом учился. Ольга Ивановна Михайленко – в то время завкафедрой, а ныне директор института педагогики КБГУ, заметив мой интерес к учебе, даже предложила мне по окончанию вуза остаться работать в системе университета. Но я выбрал школу №9, там как раз к этому времени уволился преподаватель информатики. После собеседования с директором – Ольгой Алексеевной Коротких – я остался в этой школе вот уже на одиннадцатый год.
- Помните свой первый урок?
- Конечно! Я же к нему так готовился! Решил, что для того, чтобы сразу завоевать внимание и пробудить у детей интерес к своему предмету, я применю свое актерское мастерство. Первый – вводный – урок, как всегда, по технике безопасности, так вот я на все 8 или 9 правил ТБ придумал маленькие театральные этюды в стиле КВН. Я и впоследствии пользовался «театральными методами», но все-таки первые года три работы был консервативен в работе, как подавляющее большинство учителей. Да, это так, мы все знаем правила-схемы, которых надо придерживаться в школе: планы урока – «здравствуйте, дети» – встали-сели – опрос – новая тема – закрепление – «домашка» – планы урока. И так по кругу. Я сейчас не буду говорить, хорошо это или плохо – каждый работает как считает нужным и правильным. Я через несколько лет работы в школе понял, что для меня это неправильно – вот этот консерватизм. У меня урок не идет строго по плану, потому что всегда есть место для импровизации. Иногда кто-то из учеников вдруг задает интересный вопрос, и я понимаю, что это надо обсудить всем сообща и сообща дойти до правильного ответа – план урока «ломается», но урок от этого не становится хуже, он так же или даже больше интересен всему классу. Я не задаю домашнего задания. А зачем? Кто-то не сделает, кто-то спишет…нет, лучше уж пусть практическую часть – почти ту же «домашку» – делают на уроке. Часть урока я отвожу на теорию, на объяснения, часть на работу за компьютером – решение задач. Что-то не получается – всегда помогу, подскажу. Не смог сделать, потому что не слушал теорию? Получишь «два». У меня практически на каждом уроке дети получают оценки за выполненное в классе задание, и, кстати, «двоек» совсем немного. В общем, я против консервативности, против обыденности, детям на уроках должно быть интересно, комфортно, легко и… свободно.
- Согласилась бы, но вот беда: часто эта граница очень зыбка – между «легко и свободно» и «бесцеремонно и фамильярно». Не все школьники правильно понимают эти «свободы».
- Поэтому надо действовать с умом и знать, в каком классе быть строже, а в каком позволить себе быть с учениками «на одной волне». В 5-6 классах я начинаю с традиционных уроков, с детьми в этом возрасте надо быть строже, но постепенно, из класса в класс, я даю им больше свободы, больше возможности почувствовать, что они свободны в высказывании собственного мнения, своих желаний. Старшеклассники хорошо чувствуют эту границу, если сдвигаешь ее постепенно, приходишь к ней вместе с ними. У нас нет и не может быть никакого панибратства и фамильярности, у нас взаимопонимание и уважение.
- Знаю, что, кроме преподавания информатики, вы занимаетесь в школе еще многими другими делами – отвечаете за все информационное оборудование, ведете медиа-студию, даже вместе с детьми играете в школьной музыкальной группе. Если откровенно, что вам нравится больше – уроки информатики или внеурочная работа с детьми?
- Было время – первые 5 лет моей работы – я занимался только преподаванием информатики, у меня ее было 28-36 часов в неделю (ставка учителя – 18 часов в неделю – Г.У.). Так получилось, что со своими талантами и возможностями я знакомил администрацию школы постепенно – сначала вел школьные мероприятия, потом их снимал, потом начал режиссировать, потом – учить всему этому детей. Ольга Алексеевна с первого дня поощряла все мои «дополнительные возможности», выделила мне отдельный кабинет для занятий с детьми, стала помогать и до сих пор очень помогает во всех начинаниях. Может быть поэтому я сейчас вообще не представляю себя вне своей школы и не помышляю о смене работы – потому что знаю, что здесь меня всегда поймут и поддержат.
А потом случился какой-то бум конкурсов всяких видеороликов, короткометражек – с каждым годом они становились все популярнее. Мы с моими учениками решили поучаствовать и неожиданно стали выигрывать эти конкурсы. Вдохновились, собрали команду, чтобы делать видеоролики, сюжеты и короткометражки «от и до» – как сценаристы, актеры, режиссеры, операторы. Получалось, но я понимал, что мне не хватает знаний и мастерства, чтобы учить детей. Поэтому поступил в СКГИИ на специальность «Режиссура кино и ТВ». Понял, что мне нравится здесь учиться, несмотря на то, что я – единственный студент на курсе. Ну да, вот так получилось – набор был маленький, кого-то отчислили, кто-то сам ушел, и я остался один. Хотя в этом даже свои преимущества есть – педагоги на лекциях уделяют внимание мне одному! Я мечтаю на базе нашей школы создать городскую студию будущих кинематографистов. Может, сказано громко, но вот сами подумайте – в творческие вузы абитуриенты поступают в основном хоть базово, но подготовленные – у будущих музыкантов есть детские музыкальные школы, у художников – художественные, у будущих актеров – театральные студии, а у будущих кинематографистов нет ничего, они поступают в вузы «с улицы», вообще без базы. А ведь я могу такую базу им давать!
Согласен, за последние 6 лет я больше ушел в допобразование, очень много внимания уделяя обучению детей видеомастерству, и не то чтобы «подзабросил» информатику, вовсе нет, я очень ответственно отношусь к урокам, но у меня не было возможности совершенствоваться в своем предмете, а это учителю необходимо. Мои ученики стабильно получают крепкие базовые знания, но к ЕГЭ, к олимпиадам я их не готовлю. И, несмотря на то, что сейчас у меня нагрузка 40 часов в неделю, то есть я работаю по 10-11 часов в сутки, в этом году я решил пройти обучение – что-то вроде повышения квалификации, чтобы можно было работать с теми учениками, кто хочет изучать информатику углубленно.
- Что вас может вдохновить на работу, что служит самым большим стимулом?
- Когда они радуются. Мои дети. Все. Вот я прихожу на работу, захожу в класс – аж светло от их улыбок: «Олег Викторович, здравству-у-уйте!» Потом я возвращаюсь домой, и у младшего сына улыбка на лице от уха до уха: папа пришел! Я вообще очень люблю, когда дети радуются.
Гюльнара Урусова.