27 сентября, 2023 - 12:00
Немецкий актер, режиссер и драматург Ульрих Хуб написал ее в 2006 году в ответ на предложение одного немецкого издательства создать пьесу на религиозную тему для современных детей.
Пьеса так удалась, что незамедлительно была удостоена театральных наград, а количество ее постановок не поддается счету. В России ее поставили десятки театров, среди которых был и нальчикский ТЮЗ.
Первая постановка основателя и руководителя театра Аскера Налоева была осуществлена за счет гранта Союза театральных деятелей России, полученного ТЮЗом летом 2013 года – тогда коллектив из КБР занял второе место в грантовом конкурсе СТД, обойдя 90 коллективов. Пьесу, премьера которой состоялась в феврале 2014-го, публика встретила с триумфом, а одну из ролей в ней сыграл сам Налоев.
Спектакль 2023 года – отнюдь не восстановленная постановка. Это новая, переосмысленная работа, как будто ставил ее другой режиссер.
Единственной схожестью можно назвать один штрих. Девять лет назад в Первом Пингвине, которого, собственно, и играл Налоев, точнее, который был бенефисом Налоева, просматривалось многое от великого Чарли Чаплина, благодаря органичному сочетанию комического, сатирического, драматического и даже трагического. А герои новой версии спектакля и гримом, и игрой отсылают к другим артистам. Первый Пингвин в исполнении Алима Сибекова очень похож на Питера О’Тула, известного своеобразным характером и непростыми отношениями с друзьями. А Третий Пингвин, сыгранный Ильей Юсуповым, и драматической работой, и отличной пластикой напоминает великого мима Марселя Марсо.
Хороша Анастасия Сторожева, принявшая эстафету от своей выдающейся предшественницы в роли Голубки Ирины Одинцовой: трудно поверить, что посланницу с оливковой ветвью сыграла та же актриса, что исполняет роль любимого юным зрителем Буратино. А это ли ни главное подтверждение убедительности проделанной над образом работы? И не это ли главный знак зрительской признательности и признания?
Татьяна Шурышкина, повторившая свою роль Второго Пингвина, стала единственной исполнительницей из прежнего актерского состава. Впрочем, слово «повторившая» употреблять не совсем верно, так как Шурышкина не воплотила повторно старого персонажа, а сыграла нового. Непонятно как, но ее героиня все делает по-другому: движется, говорит, смотрит, даже хихикает. Прошло девять лет, а Второй Пингвин не повзрослела, а наоборот, смотрится по-девчоночьи и выглядит органично в компании молодых актеров. Браво, Татьяна! Можно все-таки зайти в одну и ту же роль дважды, и второй раз сделать это по-новому, без самоповторов и автоплагиата.
«Молодежность» вообще свойственна постановке 2023 года. Она приобрела яркое музыкальное оформление, явно пришедшееся по сердцу публике, стала короче, динамичнее и понятнее не только подросткам, но и детям, заканчивающим начальную школу.
Да, и пьеса, и книга выполнявшего «социальный заказ» Ульриха Хуба, и первая постановка Налоева являются произведениями, анализирующими теологические вопросы. Есть это и в новой постановке, но религия не является главной и центральной темой: теперь на первый план выдвинулись вопросы взросления и роста, ограничений и нового мышления. Нашлось место и для юмора и иронии.
И весь этот разговор о таких сложных, даже для взрослых и умудренных опытом людей, ведется просто, легко, ненавязчиво. Нет упорного стремления кому-то что-то навязать, внушить, доказать в острой дискуссии. Действо проходит без назидания и морализаторства, в форме интересного повествования, в ходе которого молодые милые пингвины играют, шалят, мирятся, дерутся, танцуют, пытаются понять, что хорошо, а что плохо. И как в настоящей жизни, здесь не обходится без слез, без грусти, без испытаний, проверяющих на прочность дружбу и саму человечность, и даже без конца света.
Но заканчивается все хорошо. «У Ковчега в восемь» – это тот ценный вид спектакля, когда между сценой и залом происходит прекрасно ощущаемый, чуть ли не видимый энергообмен: на сцене в финале воцаряется теплая и добрая атмосфера, а зал до самого конца сидит в напряжении, после которого наступает счастье, что все кончилось хорошо.
И хотя в спектакле в споре о существовании Бога нет конечной точки, зрители, даже самые юные, приходят к пониманию, что всегда необходимо жить по законам доброты и уважения друг к другу, чтобы сохранить свою человечность и душу.
Именно это и драматург, и режиссер предлагают каждому человеку – заглянуть в собственную душу. А что каждый в ней обнаружит, это уже его личное дело.
И, кстати, совершенно неудивительно, что с каждым разом и этот взгляд, и оценка увиденного могут меняться. Что абсолютно не исключает возможность того, что через энное количество времени мы сможем увидеть новую трактовку истории с ковчегом.