8 ноября, 2023 - 12:38
Форум стал одним из завершающих событий Года педагога и наставника и был направлен на создание открытой общероссийской площадки для обмена опытом и практиками в сфере наставничества, обсуждение вопросов развития наставничества в различных областях.
Также в ходе выездных сессий участники обсуждают профессиональный стандарт «Наставник», который станет инструментом для регулирования трудовых отношений и позволит работодателям эффективно решать широкий спектр кадровых задач.
Мероприятие было организовано Государственным университетом просвещения при поддержке Минпросвещения России.
В рамках форума прошли пленарные заседания, круглые столы, секции, мастер-классы, презентации лучших практик и другие мероприятия, а также конкурс «Лучшие практики наставничества».
«На современном этапе развития наставничество приобретает особое значение, - сказал министр просвещения и науки КБР Анзор Езаов, приветствуя участников форума. – Это взаимодействие, которое предполагает передачу опыта, навыков и знаний через неформальное взаимообогащающее сотрудничество, основанное на доверии и партнерстве. Выражаем благодарность Государственному университету просвещения, который взял на себя и успешно реализует такой значимый проект по объединению лучших практик наставничества».
Работа окружной сессии в Нальчике началась с пресс-конференции и продолжилась за круглым столом «Наставничество: опыт регионов».
В работе круглого стола приняли участие Анзор Езаов, министр труда и социальной защиты Алим Асанов, министр по делам молодежи Азамат Люев, председатель комитета парламента КБР по образованию, науке и делам молодежи Нина Емузова, заместитель министра по делам национальностей и общественным проектам Джамбулат Гергоков и заместитель министра культуры Рита Таова. Вместе с ними работали представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители корпоративного, общественного и образовательного секторов, приглашенные эксперты.
Основной темой обсуждения стали перспективы развития института наставничества в России и необходимости его правового регулирования, также рассмотрели вопросы, связанные с реализацией различных программ и практик наставничества в СКФО. Важной темой мероприятия стало обсуждение профессионального стандарта «Наставник».
Говоря о наставничестве в сфере образования, Анзор Езаов сделал акцент на системном наставничестве: «В школе этот процесс не должен быть формальным. В настоящее время в республике создана нормативно-правовая база, с 2019 года внедрена «Целевая модель наставничества в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования».
Азамат Люев рассказал об успешном опыте реабилитации практико-ориентированного образования, в том числе с помощью наставничества: «Сегодня в школах и на уровне среднего профессионального образования наблюдается возвращение модели, когда кроме учителя есть наставник в лице навигатора». Также министр поделился итогами и предстоящими планами работы с молодежью, отметив роль молодежной политики в вопросах исправления так называемых «трудных подростков», он рассказал о привлечении молодежи в сферу предпринимательства. «У нас завершается региональная программа стартап-школа «Бизнес 07». Мы проводим инвестиционную сессию, в рамках которой участники обучающих программ и предпринимательства получат наставников из числа действующих предпринимателей», - сообщил Люев.
О кадровом дефиците и роли наставничества в производственном секторе говорила Нина Емузова: «Вопросы кадрового суверенитета в нашей стране и кадрового дефицита связаны с вопросом наставничества. Есть несколько позиций, как необходимо работать с кадрами, и что закладывать в работу с молодежью. Первое – это интерес и мотивация человека, который выбирает для себя профессию. Второе – это умения и возможности, которые открывает профессия. И третий момент – нацеленность профессиональной подготовки молодежи должна быть на те мировые стандарты, которые есть, а не замыкаться внутри страны».
Алим Асанов поделился принципами работы Республиканского центра труда, занятости и социальной защиты населения, где студенты проходят практику от 2 до 4 недель. Сегодня в министерстве труда и соцзащиты внедрена практика закрепления наставника за каждым новым работником. «Это оформляется документально, они несут ответственность за те компетенции, которые прививаются на первоначальном этапе. Этот институт очень востребован и нужен непосредственно как для самого нового человека, который приступает к работе, так и для наставников, поскольку они так оттачивают свои навыки и мастерство».
Говоря об особой роли наставничества в системе среднего профессионального образования, заместитель министра образования Республики Северная Осетия-Алания Вадим Габеев подчеркнул: «Наставничество студентов на производственной практике дает те компетенции, которые невозможно получить в образовательном учреждении».
Рассматривая наставничество в отраслевом разрезе, яркими примерами поделился замминистра промышленности и торговли КБР Эльдар Кяров. Он рассказал о практике реализации наставничества в коммерческой сфере на примере двух предприятий республики – по производству швейных изделий и сложной медицинской техники. По его словам, предприятия имеют стабильный рост производительности труда, быструю адаптацию новых сотрудников и их закрепление в организациях благодаря тесной работе с учебными учреждениями СПО, закреплению за каждым новым сотрудником опытного бригадира или мастера, работе учебно-производственных центров, разработке системы мотивации наставников, воспитательной работе с наставляемыми.
В ходе работы круглого стола состоялось онлайн-голосование, которые выявило, насколько широк спектр понимания термина «наставничество». Участники отвечали на вопросы «Что такое наставничество?», «Кто такой наставник?» и «Какими компетенциями и качествами он должен обладать?». В этой связи госрегулирование наставнической деятельности должно помочь выработать общие меры мотивации наставников, а войти в единое понятийное поле позволит принятие профессионального стандарта «Наставник».
Завершая работу круглого стола, его модератор – руководитель базового центра подготовки кадров АНО «Национальное агентство развития квалификаций» Ольга Клинк подытожила: «Несмотря на многообразие мнений, отношение к наставничеству, к ключевой ценности, механизму кадрового обеспечения и социализации воспитания у всех присутствующих единодушное». Затем она подробно рассказала о проекте профессионального стандарта «Наставник», отметив, что принятие документа станет инструментом мягкого регулирования трудовых отношений и будет полезно каждой из сторон: «Появление такого документа значительно повышает статус наставника. Каждой из организаций он может использоваться для того, чтобы подбирать наставников, обучать их. Он нужен и самим наставникам. Когда наставники знакомятся с той логикой деятельности, которая описывается в профстандарте, они понимают, что им делать. И он нужен работодателям для того, чтобы мотивировать и стимулировать наставников, разрабатывать их должностные обязанности, определять критерии эффективности их работы и разрабатывать систему материального и морального стимулирования».
После небольшого перерыва работа продолжилась проектной сессией «Экосистема развития наставничества в регионах России».
Завершился первый день форума экскурсией «Наставничество на производстве»/«Наставничество в креативных индустриях».
Второй день форума открылся интерактивным пленарным заседанием по вопросам развития наставничества в различных областях: в образовании, социализации и воспитании, на рабочем месте.
После заседания начала работу зона нетворкинга – стена контактов и практик наставничества, в рамках которой были представлены питч-сессии практик различных видов наставничества участников всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества». Работали дискуссионные площадки с участием региональных спикеров и практиков, а также проводились мастер-классы о стратегиях и практиках работы наставников.
В завершение работы зоны нетворкинга состоялась TED-лекция «Личность наставника: какими качествами и компетенциями должен обладать наставник? Построение личной траектории развития».
Подводя итоги работы форума, организаторы напомнили, что в конкурсе «Лучшие практики наставничества» участвуют 8 федеральных округов, 89 субъектов РФ. Состязание пройдет по четырем номинациям: «Лучшая практика в сфере воспитания и социализации», «Лучшая практика в сфере образования», «Лучшая практика на рабочем месте» и «Лучшая практика реверсивного наставничества».
По итогам конкурса будет сформирован ТОП-50 практик, который поможет распространять опыт и знания между организациями, реализующими практики наставничества. Финалы конкурса станут частью Форума и пройдут в 8 федеральных округах. Награждение финалистов состоится на ВДНХ в Москве 20 декабря 2023 года.