2 января, 2024 - 10:51
Портрет любимого учителя
По указу президента РФ. В.В.Путина 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника.
Конечно же, это не случайно, ведь профессия педагога одна из самых значимых и востребованных на всем земном шаре. Вместе с тем одна из самых трудных, ведь воспитать и дать знание вчерашнему малышу не так-то просто. Поэтому я думаю, что в этой профессии нет случайных людей.
Профессия учитель – это призвание. В России много семейных династий, где дети идут по стопам своих родителей и продолжают их дело. Из поколения в поколение в этих семьях появляются последователи, которые могут реализовать себя только в этой профессии и ни в какой другой. К такой семье принадлежу и я – Ахмедов Исмаил Хусеевич, внук и сын учителей. Бабушка моя – Тохчукаева Зоя Ахматовна 1943г.р. была учительницей начальных классов в сельской школе. Свою педагогическую деятельность она начала в средней школе с. Кенделен Эльбрусского района КБР и 50 лет проработала в данном образовательном учреждении.
Много деток нашего села учились у моей бабушки. Приходили не умеющими ни писать, ни читать, ни решать. С ней они постигали азы науки, совершали экскурсии по родному краю. Она прививала детишкам любовь и уважение к окружающим, учила их доброте, справедливости и отзывчивости. Всем тем качествам, которыми обладала сама.
У бабушки очень рано умер супруг, и она сама поднимала своих детей, которых у нее пятеро. Конечно же, было сложно. Ей приходилось работать и заниматься воспитанием своих подрастающих детей, которым тоже было необходимо ее внимание. Порою, больше внимания получали ее ученики, как, впрочем, это чаще и бывает у настоящего учителя. Воспитанные в духе «всеобуча» девочки всегда и во всем старались подражать своей маме, старались ей помогать во всем и поддерживать во всех ее начинаниях.
Моя мама, Ахмедова Мадина Магометовна, пошла по стопам моей бабушки и тоже стала педагогом. Уже много лет она работает учителем биологии в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» п. Нейтрино. Помимо прочего, она еще и музыкальный работник в данном образовательном учреждении. Дети нашего поселка почти все обучались у нее и все с уважением и любовью относятся к ней. Я часто задумывался над вопросом: «Почему мама выбрала эту профессию?».
В современном мире не просто быть педагогом, многое поменялось в быте, укладе и отношениях людей. Многие смотрят на профессию через призму зарабатывания больших денег. В учительской профессии этого нет.
Анализируя все «за» и «против», я пришел к выводу, что мама пошла по пути бабушки. Так и в моей семье появилась династия педагогов. Я спросил у мамы:
-Почему ты выбрала учительство?
На что получил вот такой ответ: «Моя мама – мой наставник. Мы росли в атмосфере любви ко всем наукам. Я часто ночами видела, как она, уже справившись с домашними хозяйственными хлопотами, садилась за проверку тетрадей. На ее уставшем лице отражались то нотки радости, то огорчения. Она проживала жизнь с каждым своим учеником. Радовалась их взлетам и огорчалась их падениям. Любила каждого по-своему, старалась прививать им элементарные человеческие качества. Доброта сквозила в каждом ее действии и поступке. Дети тянулись к ней, а родители очень уважали. Она просто растворилась в своей профессии и сумела привить эту любовь мне. Когда училась в девятом классе, я твердо решила, что стану педагогом, как и моя мама, и буду сеять «разумное, доброе, вечное» в детских сердцах».
Я могу сказать, что из мамы вышел хороший педагог, благодаря моей бабушке. Под ее руководством был создан научно-методический комплекс кабинета биологии. Она является «классным» классным руководителем. Все мероприятия, проводимые мамой в школе, отличаются организованностью и четкостью, а уроки своей научностью. Каждый урок – это полет в неизведанный мир. В мир растений, животных и человека.
Мама – творческий человек, и благодаря этому качеству с ней интересно общаться и взрослым, и детям. Я могу сказать с гордостью: «Мои бабушка и мама являются настоящими представителями своей учительской профессии, и я очень этим горжусь!».
Исмаил Ахмедов, с.п. Нейтрино Эльбрусского муниципального района.
* * *
«Фея Фа, дарящая свет» – так я решил назвать свое эссе о любимом педагоге. Вы скажете, что феи – выдумка, фантазии из кельтского фольклора. Думаете, вы все про них знаете? Они витают в облаках, проказничают, дружат с природой, скрываются от людей?.. Между тем, одна из них живет среди нас, в самом сердце нашей Кабардино-Балкарии – Нальчике. Живет и трудится, властвуя в детских душах, оберегая их благополучие в будущем. И я с ней дружу.
Героиня моего эссе – педагог дополнительного образования Фатима Алиевна Тазова. Почему Фея Фа, дарящая свет? Потому что прежние ученики прозвали ее именно так, и она действительно умеет в наших сердцах огонь познания, огонь желания познать мир и творить в нем.
К слову сказать, в литературной студии «Свеча» при Детской академии творчества «Солнечный город» я – новичок. Посещаю занятия первый год. Должен признаться, что пришел я сюда не сам, а по настоянию мамы. И в первый же день знакомства с Фатимой Алиевной мы с мамой стали свидетелями того, как любят и уважают ее свечисты, родители, коллеги по работе. После короткого общения с ней мне захотелось изменить к лучшему все – себя, окружающих и весь мир. В дальнейшем студия открыла мне дверь в неведомый и радужный мир, где дружеское участие, живое и доверительное общение незамедлительно приносят успех и удовлетворение от сделанной работы.
Для меня самым важным качеством в любом педагоге является отсутствие фальши. Искренность и открытость Фатимы Алиевны удивляют. С ней просто, интересно и весело учиться, потому что она улыбчива и доброжелательна. На встречах в литературной гостиной «Солнечного города» Фатима Алиевна сразу же стала активно поддерживать меня даже в самых бредовых, как мне самому казалось, начинаниях.
Сегодня, по истечении времени, когда я иду к ней на занятия, где-то глубоко внутри себя ощущаю огромный прилив сил, особенно творческих. Меня осеняют важные мысли, идея за идеей приходят и «требуют» сиюминутного воплощения в жизни. Вместе с тем появляется и большая ответственность – не хотелось бы разочаровывать в своих ожиданиях близких моему сердцу людей – маму и любимого педагога. После занятий у меня обычно отличное настроение и много света в душе. Чаще бываю довольным собой, поскольку сделано полезное дело, или воплощена очередная творческая идея.
Ловлю себя на мысли, что Фея Фа учит нас практически всему, что может пригодиться в жизни: общению с людьми разного возраста, выбору правильных книг для чтения, выражению мыслей через слово, созданию авторских текстов, публичным выступлениям, съемке буктрейлеров и социальных роликов, творческому подходу ко всему. Мы занимаемся не только литературным творчеством, но и много выступаем на публике, глубже изучаем русский язык. Практически все темы занятий вызывают живой отклик в душе каждого. Это и занятиями-то не назовешь. Скорее, это своего рода разговоры по душам на животрепещущие темы. И после этих бесед на душе становится тепло и уютно, незаметно раскрываешься сам для себя и для других, с неожиданной стороны смотришь на вещи, узнаешь что-то совершенно новое о мире, в котором живешь. Для этого она всегда придумывает всякие «фенечки-мулечки», как она выражается, и в игровой форме представляет нам скучный языковой материал.
К примеру, муштры по орфографии и пунктуации, как в школе, у нее на занятиях не бывает, мы создаем «Умные карты», собираем «Копилку орфограмм», ведем творческие дневники, пишем интересные графические диктанты и сочиняем к нему свои комментарии и сказочные тексты. Много практического опыта мы получаем и в образовательных электронных ресурсах. Говорят, в наш век технологий, теряется человечность, живая душа страдает. Но для большинства учеников компьютер не имеет альтернативы. Он прочно вошел в нашу жизнь и без него уже никуда. Так вот, для меня сама Фатима Алиевна – как незаменимый компьютер, живой и настоящий собеседник, с которым время незаметно проходит приятно и с пользой; который знает все и может выдать ответ на любой интересующий вопрос. Чем больше я общаюсь с ней, тем больше познаю огромный мир возможностей; начинаю понимать свое место под этим солнцем; становлюсь более уверенным и успешным в коллективе. Я чувствую себя частью чего-то Большого и очень Важного.
Занимаясь в литературной студии «Свеча» под наставничеством Фатимы Алиевны, всего лишь за год я заметно пополнил свое портфолио достижений. Я стал разборчивее в отечественной литературе, читаю больше и вдумчивее; научился писать необычные тексты и представлять их на различные конкурсы. Так, в моей копилке побед оказались уже три диплома российского, межрегионального и республиканского уровней. Правда, эссе пишу впервые, пробую излагать мысли свободно. Думаю, здесь важны мои индивидуальные впечатления и ассоциации. «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама…» - когда я впервые прочитал эти строки Джованни Руффини, сразу представил себе наш родной очаг - горящую «Свечу» и ее хозяйку. Эти слова вполне могли бы послужить эпиграфом всей жизни каждого учителя, особенно Фатимы Алиевны. Все учителя - настоящие Феи, а Фатима Алиевна – волшебная Фея, дарящая свет. Спасибо ей за этот свет во тьме - улыбку, указывающую нам путь к вершинам знаний.
В завершение своего эссе, хочу обратиться ко всем нынешним и будущим ученикам с призывом уважать труд каждого учителя и любить их, насколько это возможно, ведь они помогают нам от чистого сердца.
Алагез Эмирхан, 12 лет, ЛС «Свеча» ДАТ «Солнечный город»
* * *
Не люблю сюрпризы. Считаю, что вишлист – лучшее, что придумало человечество, потому что подарок даже от чистого сердца может быть приятным, но не всегда полезным. И ты потом испытываешь моральные терзания по поводу этого подарка, потому что он лежит мертвым грузом на полке или пылится в шкафу. Такое может случиться и с материальными вещами, и с впечатлениями (билет куда-то, абонемент на посещение и т.д.). Лучший подарок – это конверт или перевод на карту, хотя набор осетинских пирогов или пицца тоже звучит, как план.
Практичная и честная.
* * *
В прошлом году на все новогодние праздники к нам из Москвы приехала моя падчерица – смешно, правда, называть так дочь супруга, которая младше меня всего на четыре года – с мужем и двумя детьми. Когда приехали, ее муж был явно болен: кашлял, чихал и т.д. но тем не менее, приехал, и в результате заболела я, причем болела достаточно долго и мучительно.
Вот и задаюсь я вопросом: можно ли попросить мужа, чтобы он, в свою очередь, попросил дочь не приезжать к нам сюда, когда кто-то в ее в семье болен?
Не хочу прослыть злой мачехой, потому что с падчерицей действительно нам делить нечего, и мы с ней в хороших отношениях, но это же обычный здравый смысл и забота – не ездить по гостям, щедро рассыпая инфекцию направо и налево?!
Не хочу никого обидеть, но в эпоху опасных вирусов и пандемий осторожность не помешает.
Х.
* * *
Мой сын несколько лет назад женился на замечательной девушке, у них есть годовалый ребенок, наш чудесный малыш и самый замечательный внук в мире.
Искренне люблю невестку и ее семью, но не могу спокойно смотреть на поведение сватьи, у которой просто потрясающая финансовая безответственность! У нее хорошая работа и зарплата, но у нее никогда нет денег. Мало того, что она уйму денег тратит на помощь бездомным собакам, но она просто невероятно импульсивна и расточительна! В магазины фиксированных цен она ходит как на работу, покупая кучу ненужной и, самое непонятное, одинаковой ерунды.
Я не считаю чужие деньги и меня бы это ничуть не волновало, но беда в том, что она регулярно нуждается в помощи и просит мою дочь и зятя помочь с оплатой счетов или непредвиденными расходами.
Если бы она была менее импульсивной в своих тратах, ей бы не пришлось этого делать.
Просьбы о финансовой помощи, конечно, обременяют молодую семью и создают ненужные трения. А она всегда ждет от них денег, да еще и радостно щебечет, о том, что следующую зарплату снова переведет в собачий приют!
Мне так сильно хочется что-нибудь сказать, когда я слышу о ее обстоятельствах и о том, как они помогли ей решить ее последнюю «проблемку», но я не делаю этого.
Очень сильно хочется сказать и сыну, и невестке, чтобы они прекратили бесконечные финансовые вливания, но не делаю этого.
А что я вообще могу сделать?
З. С.