13 октября, 2021 - 12:10
Кто такой Кантемир Тенгизов? «Простой парень из Нальчика, живущий музыкой», - так он говорит о себе. Кантемиру 24 года, в этом году он окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова. А еще его можно было бы представить так: «Хранитель кавказских нот».
Стереотипы – сильная штука, и, конечно, если бы в роли «хранителя» выступил убеленный сединами старец, было бы привычнее, но тут – молодой парень, когда же он успел осознать важность таких вещей?
«Я вырос в консервативной кабардинской семье, которая и привила мне любовь к национальным мотивам, - рассказывает Кантемир. – С детства меня окружала музыка моего народа, поэтому выбор стиля был скорее подсознательным». Но если в раннем детстве Кантемир слушал песни Черима Нахушева, подпевая под уже знакомые мотивы, то со временем репертуар любимых композиций стал более привычным для любого подростка. Но национальная музыка никуда не уходила, и все сплеталось в причудливый узор. Вот и сейчас Кантемир считает, что смешение жанров и стилей музыки никак не «девальвирует» классику, наоборот, нужно показывать людям что-то новое и необычное. Хотя он и сознает, что многие с ним не согласятся, но это его видение, и раскрывать его он намерен всерьез: «Я исполняю старинную музыку, но в современном «беталовском» стиле (новый стиль, который привнес музыкант, композитор Бетал Иванов. В нем используются новаторские мелизматические, гармонические, мелодические, ритмические способы исполнения – прим. ред.), так как этот стиль мне подходит больше всего, буквально «в душу бьет». Такой стиль считаю новым этапом для адыгской музыки. Все старое это хорошо, но нужно двигаться дальше».
Но как же все начиналось? Когда Кантемиру было 10 лет, в их класс пришел преподаватель музыкальной школы, искавший новые таланты: «К моему удивлению и счастью я оказался в тройке избранных. А дальше вполне ожидаемый сценарий: музыкальная школа, класс национальной гармоники».
Своего учителя парень вспоминает с теплом и благодарностью: «Я проходил обучение в музыкальной школе №2 Нальчика под чутким руководством выдающегося преподавателя, одаренного музыканта и просто прекрасного человека Мухамеда Ажиковича Маметова. Своим примером он зажег во мне одержимость музыкой, передавал свой богатый опыт на протяжении всех этих шести лет».
Закономерным продолжением обучения стало поступление в колледж культуры и искусств при СКГИИ, где наставником Кантемира стала Мадина Каширгова: «Ее вера в меня и сильный импульс в сторону «высшей музыки» определили мое дальнейшее поступление в Ростовскую государственную консерваторию имени С.В. Рахманинова».
Пожалуй, одним из самых ярких воспоминаний, моментом, когда привычная кабардинская гармонь, национальная музыка словно предстали в новом свете, было выступление на международном конкурсе баянистов-аккордеонистов «ACCO PREMIUM», который состоялся в Минске: «Люди там впервые увидели кавказскую гармонику, им было интересно послушать такой инструмент, и вообще послушать нашу национальную музыку.
Направление «этно» в последние годы востребовано, модно во всем мире, но помимо этого хотелось не просто удивить новых слушателей, а сделать более весомый вклад в сохранение и развитие кавказской музыки. Студенческие годы приблизили меня к профессиональному уровню исполнения, и я стал испытывать недостаток качественных, подробных нот произведений Северного Кавказа и Закавказья, - признается Кантемир. – Вот так и родился мой проект «Кавказские ноты».
Впрочем, «семена» этого проекта были брошены куда раньше: еще в музыкальной школе талант-ливый ученик заметил, что вся нотная музыкальная литература не имела точную запись изучаемых произведений, и это парня не устраивало: «Если быть точнее, то в сборниках национальной музыки писалась лишь мелодическая основа в виде «голых триолей». Но, наблюдая за исполнением этих произведений Мухамедом Ажиковичем, я убедился, что в его игре присутствует вся мелизматика, богатая и детализированная, которая – увы! – никак не переложена на ноты». Но тогда Кантемир был всего лишь школьником, и ему не хватало знаний для переноса всех нюансов на бумагу, в связи с чем многое приходилось подбирать просто на слух.
Пока Кантемир Тенгизов учился, он не забывал о той ситуации с нотами, надеялся, что кто-нибудь из опытных современников разрешит эту проблему, но, к сожалению, все оставалось без изменений. А затем у Тенгизова произошла важная встреча, после которой эту задачу он решил взять на себя: «Я встретился с профессором консерватории, композитором Геннадием Юрьевичем Толстенко, озвучил свои мысли по поводу записи кавказских нот. Он заинтересовался, хотя для него это стало нетривиальной задачей. После долгих размышлений и анализа, мы нашли способ записи, точно переносящий всю мелизматику на нотный стан, и с этого времени я начал записывать ноты сам».
Неравнодушный студент был счастлив разрешению давно мучившей его проблемы: «Это был культурный прорыв, необходимый для каноничного изучения и развития национальной музыки! Теперь абсолютно любой музыкант сможет не прибегать к подбору произведений на слух, достаточно лишь изучить современные, подробные и понятные ноты. Особую ценность они представляют для профессионалов, экономя им уйму времени и сил».
Проект еще совсем молодой, ему нет и года. Но Кантемир плотно работает над его развитием. Первые образцы нот уже опубликованы на его страничке в Инстаграме @kavkaz_notes
В планах у Тенгизова, конечно же, «Кавказские ноты»: ожидается выпуск сборника записанных нот, в который войдут произведения Северного Кавказа, в частности – Бетала Иванова, Али Лигидова, Артура Гонгапша, Аслана Тлебзу, Сослана Дзуцева и других исполнителей национальной музыки.