15 января, 2023 - 11:15

Кажется, совсем недавно в Минпросвещения КБР награждали победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, номинированных на получение премии главы КБР, а уже стартовали предметные олимпиады этого учебного года. И среди их участников есть и те школьники, которые снова пробуют себя в главном испытании – Всероссийской олимпиаде школьников. Ученик выпускного дипломатического класса нальчикской школы №4 Дмитрий Луценко как раз из таких – в прошлом году он стал победителем республиканского этапа ВсОШ по испанскому языку. Вручая ему награду, министр просвещения и науки КБР Анзор Езаов отметил, что это «первый за несколько лет победитель в олимпиаде по испанскому языку в нашей республике». Дима тогда очень расстраивался, что ему «не хватило немного баллов, чтобы выйти на всероссийский этап», и надеялся, что в этом году у него все обязательно получится.
У него на все есть свой взгляд и свое мнение – и на перспективы российской дипломатии, и на политическую ситуацию в мире, и на то, как надо добиваться поставленной цели.
- Дима, почему именно дипломатический класс?
- Конечно, это не случайность. Когда в нашей школе появился первый дипломатический класс, я уже знал, что хочу учиться именно в нем. Но набирали тогда будущих дипломатов в 11 класс, а я учился в седьмом. А вот на следующий год сделали уже несколько классов, начиная с седьмого. Я как раз закончил седьмой класс и уже в то время углубленно изучал два иностранных языка – английский и испанский, а также интересовался политикой и правом. Поэтому вообще никаких сомнений не было по поводу того, надо ли мне идти в дипломатический класс. Хотя «идти» это неправильно, наверное, чтобы стать учеником дипломатического класса, надо пройти довольно-таки жесткий отбор, в три этапа. Первый – мониторинг на знание английского – тестирование, определяющее твой уровень знаний. Второй этап – собеседование с преподавателем английского на предложенную им тему, третий – эссе на русском языке на тему, которую условно можно обозначить как «общество и право». Причем темы собеседования и эссе не были известны заранее, нам их озвучивали перед испытаниями, которые должны были определить не только знание языка, но и умение ориентироваться в сегодняшней ситуации в мире, аргументировано доносить свою позицию.
Четвертый год учусь в дипломатическом классе и постоянно убеждаюсь, что сделал правильный первый шаг к моей будущей профессии – мне нравится все, что связано с политикой, правом, лингвистикой.
- Даже сейчас, в условиях резкого осложнения международной обстановки, ты не считаешь, что нет девальвации профессии дипломата? Какое будущее, по-твоему, у российской дипломатии?
- Несмотря на то, что сейчас Россия столкнулась с культурой отмены, она остается и останется частью международных глобальных процессов, принимая участие в работе и ООН, и Шанхайской организации сотрудничества, и в межгосударственном объединении БРИКС, и в Международном валютном фонде. Российские посольства продолжают работать во многих странах, так что речь о тотальной изоляции нашей страны не идет, и, думаю, этого никогда не случится. Пример тому – саммит G20: несмотря на культуру отмены, Россия была на него приглашена, и ее представитель озвучил позицию страны по важным вопросам.
И в том, что у нас сейчас активно развиваются культурно-экономические отношения со странами Африки, я вижу лишь положительные стороны. Африканские страны набирают популярность на международной арене, а Африканский Союз, например, уже сейчас имеет право вето в ООН и в других международных организациях. Это взаимовыгодное и перспективное сотрудничество, и я говорил об этом еще год назад.
- Неужели в кругу будущих дипломатов этот вопрос обсуждался еще до 2022 года?
- Я изучаю политику и самостоятельно, стараясь быть постоянно в курсе всего, что происходит в мире, а также анализировать происходящее и даже делать какие-то прогнозы внешнеполитического развития ситуации. Именно поэтому еще раньше выделял африканские страны как перспективные для сотрудничества с Россией. Последний форум юных дипломатов, прошедший в августе в Завидово, укрепил меня в мыслях на этот счет. Вообще, надо сказать, среди юных дипломатов проводится немало интересных мероприятий, в том числе международного уровня, на которых мы обсуждаем и мировую политику, и международное право. За последние три года я принимал участие во многих дипломатических форумах – как в очных, так и в заочных, среди них были и организованные ЮНЕСКО. Только «Модель ООН» прошла пять раз. Это такой синтез ролевой игры и научно-практической конференции, где мы имитируем работу ООН, оттачивая дипломатические навыки. Трижды мы проводили его на базе КБГУ, а в апреле этого года он прошел на базе МГУ. Я был «делегатом» от Королевства Испания, выступал с докладом о представлении доступного образования в странах Латинской Америки и Карибского бассейна…
- Доклад был на испанском языке?
- Разумеется! Все доклады, обсуждения, дебаты в рабочих группах ведутся на шести официальных языках ООН, а иногда даже на неофициальных. Потом, объединившись с «коллегами», мы готовим проект резолюции, обсуждаем его. Как и на настоящих заседаниях ООН, у нас бывают споры, кто-то, сомневаясь в твоих намерениях, может попытаться тебя в чем-то обвинить, разгораются нешуточные дебаты, в которых важно найти веские аргументы и отстоять свою точку зрения. Потом, конечно, после окончания игры, мы забываем про споры и разногласия, потому что в жизни мы не соперники, а единомышленники.
Форум в Завидово был одним из самых интересных, это международный слет юных дипломатов «Россия-Африка-Восток». В нем приняли участие почти 20 регионов России, Беларуссия и Узбекистан. Это очно, а в режиме телемоста с нами работали ребята из стран Африки. География, экономика, культура – это лишь часть вопросов, которые мы обсуждали с «коллегами» из Намибии, Танзании и Республики Конго. Это были очень интересные телемосты, и они еще больше укрепили меня в мысли, что культурное и экономическое сотрудничество со странами Африки для России взаимовыгодно и перспективно. К слову, очень интересным был и мастер-класс из Южной Кореи – за недолгое время нас научили корейскому алфавиту, мы даже смогли написать по-корейски свои имена!
- Какими, по-твоему, качествами должен обладать хороший дипломат?
- Харизма. Интеллект и, безусловно, знание языков – чем больше, тем лучше. Умение договариваться со своими иностранными партнерами и аргументированно убеждать. Патриотизм.
- В чем, на твой взгляд, выражается патриотизм?
- В любви к своей стране…
- Значит, к людям, в ней живущим? Ведь любая страна – это в первую очередь люди, ее населяющие.
- Конечно! Настоящий патриот работает в первую очередь для людей своей страны, на их благо. И знает историю своей страны, хранит ее наследие.
- Кого бы ты назвал в числе выдающихся личностей в дипломатии?
- Если говорить о средневековой Руси – князя Александра Невского – государственного деятеля, воина, прекрасно владеющего искусством переговоров. Если о советском периоде – Андрея Громыко, Анатолия Добрынина. В советско-российском – Виталия Чуркина и Евгения Примакова. В российском – Сергея Лаврова и Василия Небензю – им приходится работать в очень сложных условиях антироссийской риторики. Если говорить о зарубежных дипломатах, то это, пожалуй, Генри Кессинджер.
- Как я понимаю, готовиться к политической карьере на международной арене ты начал с изучения языков и сейчас довольно-таки свободно владеешь двумя – английским и испанским. Как рано начал их учить и по какой системе?
- Как я уже говорил, считаю, что дипломату знание языков – причем безупречное – совершенно необходимо. И не одного языка. Хотя я уверен и в том, что знание хотя бы одного иностранного языка не будет лишним для любого человека. Я начал изучать английский в школе, во втором классе, с четвертого уже занимался с репетитором. В пятом классе параллельно с английским начал изучать испанский – это был мой выбор, мне всегда нравилась культура Испании, испаноязычных стран Латинской Америки, и для того, чтобы лучше ее узнать, я и начал учить испанский. В седьмом классе мы уже изучали его в школе, причем достаточно усиленно, несмотря на то, что это у нас был второй иностранный. Через год обучения мои одноклассники легко общались на испанском на бытовом уровне и могли даже писать небольшие рассказы. Сейчас я три часа в неделю занимаюсь с репетитором английским, три часа – испанским, учу их в школе и много занимаюсь языками дома.
- Когда на вручении наград тебя хвалили за победу в олимпиаде по испанскому, я по-думала: у нас в республике совсем немного школьников, изучающих испанский, и еще меньше тех, кто хочет принимать участие в олимпиаде по нему, так значит, и выиграть при малом количестве конкурентов не сложно…
- Нет-нет, это все не так работает, в олимпиадном движении совсем другая система оценивания. В финал ВсОШ может не выйти никто из пятисот, к примеру, школьников, участвующих в муниципальном и республиканском этапах. И может выйти один, который вообще без конкурентов участвовал. Там работает система баллов, которую определяют организаторы ВсОШ. Например, чтобы после муниципального попасть в региональный этап, надо набрать не меньше какого-то определенного количества баллов, в финал – тоже. Я прошел школьный и муниципальный этапы, принял участие в республиканском, там набрал самое большое из всех участников количество баллов, но, увы, недостаточное для участия в финале ВсОШ. В этом году постараюсь выйти в финал.
- Занятия иностранными языками, наверное, занимают все свободное время. А ведь у тебя выпускной класс, надо готовиться к ЕГЭ.
- Я готовлюсь. У меня еще репетиторы по русскому, истории и обществознанию. И дома, разумеется, занимаюсь самостоятельно по этим предметам, мне они будут нужны при поступлении. Конечно, на это уходит очень много времени и труда, но это ничто по сравнению с желанием достичь цели! Я прекрасно понимаю, что все, что сейчас делаю, делаю для себя и своего будущего. Сейчас мне очень важно, как, впрочем, и любому ученику выпускного класса, успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. А потом? Потом, возможно, начну изучать другие иностранные языки. Хотелось бы знать все шесть официальных языков ООН. И какой-нибудь язык балканских стран, а может быть, и язык какой-то африканской страны.