22 ноября, 2023 - 12:02
Кому подражает Эдит Нестеренко? Как выяснил корреспондент «Молодежки» – никому, поскольку любимого художника у нее, пожалуй, и нет: «И сравниваю себя я всегда только с собой. Но больше всего на меня повлиял дизайнер Александр Мак-Куин. Началось с того, что я выиграла конкурс, носящий его имя, и это мне дало мощный стимул в творчестве. Затем я оценила его инновации, его платья, заслужившие право быть выставленными в музее. Позже многие говорили, что некоторые мои работы напоминают Тулуз-Лотрека. Да, пожалуй, можно проследить сходство моих работ с полотнами тех художников, у кого был трудный путь в жизни и искусстве». Эдит рассказала, что ей, наверное, близок Михаил Врубель: «Как и он, люблю таинственные места. И занимаюсь поиском красоты в некрасивом». Но при этом, говорит Нестеренко, она не подражает никогда и никому: «Художник ценен именно своим, а не заимствованным видением мира. Наверное, поэтому я год не доучилась в нальчикской детской художественной школе: там нас так или иначе вгоняли в академические рамки. А я в три года нарисовала кошку в кубистском стиле».
Как рассказала художница, это уже третья ее выставка: одна, групповая, прошла в Москве, а весной состоялся показ ее работ в выставочном зале парка 100-летия Кабардино-Балкарии под названием «Что ты чувствуешь?». Эдит объяснила, что ее работы выполнены в «наивном» стиле, который, пожалуй, близок к экспрессионизму. Работает она используя пастель и акрил, иногда – масло. Говоря о своих работах, Нестеренко отметила, что многие из них – о людях и эмоциях XIX века, который вообще ее очень интересует: у нее сохранились фамильные фотографии, которые служат и источником вдохновения, и справочным материалом.
На выставке представлены картины разных лет, которые художница разделила на периоды – «Темный период», «Светлый период» и «Карусель»; в третьем цикле – картины о детях, детстве, порой они стилизованы под детский рисунок. Одна из самых заметных – автопортрет под названием «Девочка с коробкой мулине»: «У меня часто спрашивали, почему нет автопортрета. И я его написала, используя аксессуары, элементы одежды и архитектуры со старых фотографий, изображение бабушкиного дома, старой корзинки».
Как отметила художница, у нее есть поклонники, охотно приобретающие ее работы, есть предложения о сотрудничестве с московскими галереями. Но продает она свои работы не каждому, как подчеркивает Эдит, «с разбором»: «Для меня важно, у кого будет моя картина, поскольку я в нее душу вкладываю. В деньгах же не нуждаюсь». Часто она называет картины по-английски и объясняет это тем, что в английском языке порой находится более точное название, а русского эквивалента у словосочетания нет.
На открытии выставки генеральный директор Национального музея КБР Феликс Наков отметил своеобразие работ художницы: «Манера узнаваемая, и изображенное вкрадчиво, через эмоции доходит до сердца. Мы надеемся, что художница будет работать с нами и в следующий раз представит больше работ».
Выступившие затем художники Лиуан Ахматов и Ауэс Дзагалов отметили нестандартную манеру молодой художницы: «Очень хорошо, что она свободна. Нет свободы – нет художника. А так – приветствуем и принимаем!»
В разговоре с корреспондентом «Молодежки» Наков объяснил, что для подобных выставок специально было запланировано новое выставочное пространство в фойе музея. Там всегда демонстрируются не совсем обычные работы – те, что ждут своего зрителя: «Можно сказать, что это наш выставочный зал «не в галстуке».
Выставка Эдит Нестеренко будет работать в Национальном музее КБР до конца месяца.