10 сентября, 2022 - 11:15
Андрей Емельянов по призванию – лингвист, по профессии – тестировщик/технический писатель, а по духу – человек, вызволяющий из небытия ценные музыкальные артефакты малых народов мира. В том числе Северного Кавказа, Кабардино-Балкарии. Делает это по зову души, просто потому что нравится, потому что интересно, потому что уверен: это не должно исчезнуть.
Емельянов родился и вырос на Камчатке, сейчас живет в Санкт-Петербурге, но душой он всегда стремился на юг. Впрочем, ему всегда был интересен весь мир, причем Андрей не ограничивает свой интерес прикладной стороной вопроса: например, ему всегда хотелось выучить какой-нибудь редкий неиндоевропейский язык, просто из спортивного интереса. Так он выучил язык бамбара (кто-нибудь слышал вообще о существовании такого языка?) А Андрей мог спокойно поговорить на нем с жителями Африки, хотя никогда в жизни там и не был. Зато в Петербурге ему доводилось удивить своими познаниями студентов, приехавших с солнечного континента.
Общительность Андрея и его интерес ко всему необычному привели его на Кавказ. Как же это произошло? В одной из IT-контор, где он в свое время трудился, подружился с охранником, а тот был родом из КЧР, абазин по национальности. И как-то сказал: «Мой родной язык – самый сложный в мире!» Андрей ощутил знакомый азарт: «А я выучу его!» Выучил. А затем началось: поездки в Адыгею, КБР и КЧР, знакомства, литература, изучение языков Кавказа...
Но при чем же тут музыка? «Когда я начинаю учить какой-то язык, то я всегда стараюсь слушать песни на нем, - говорит Андрей Емельянов. – Естественно, кавказскую эстраду я тоже слушал именно из-за языка». Современная эстрадная музыка – далеко не самый любимый жанр у Андрея. Но такое скептическое отношение к эстраде изменилось, когда случайно ВКонтакте он нашел песню Заура Тутова «Уи деж». Понравилась. Стал искать другие старые песни. И мир «кавказской эстрады» покорил его.
Вскоре – в 2016 году – Андрей наткнулся на паблик Ored Recordings, переслушал там все записи и решил написать письмо создателю проекта Булату Халилову. «Через несколько месяцев он приехал в Питер, и мы встретились. Собственно, он меня как-то спросил, почему я не пишу про ретро-эстраду и не выпускаю ничего. Я подумал – а почему нет? И началось…»
Андрея Емельянова интересовало именно ретро, причем то, что звучало на республиканских радио и почти не выходило на «Мелодии». «Я не отношусь к этому как к чему-то сугубо провинциальному или как к забавному курьезу, - говорит Андрей Емельянов. – Часто это очень интересная музыка, сочетающая национальные мотивы с русскими и европейскими».
Вскоре он сделал два первых сборника «кавказского ретро»: карачаевского (поскольку творчество балкарских исполнителей было больше известно) и абазинского (здесь уже по противоположной причине: информации по теме очень мало). «Это интересные документы эпохи: они показывают, как советские композиторы работали с национальным материалом, как это все адаптировали для эстрады, как проявлялось в эстрадной музыке национальное начало».
Андрей Емельянов не только дает вторую жизнь редким музыкальным записям, но и пишет статьи о кавказской эстраде. «Чаще пишу про эстраду Адыгеи, КБР и КЧР, потому что хорошо знаю тему. Но много пишу и о карачаевско-балкарской, - говорит Андрей. – О черкесской эстраде я опубликовал статью в сборнике Института музыкальных инициатив. В своих следующих статьях обязательно буду развивать эту тему. Увы, почти не затрагивал Чечню, Ингушетию и Дагестан – это совершенно особый мир, и языка я не знаю. Хотя там была интересная музыка, очень оригинальная – слышал, правда, мало… Но эти регионы предстоит еще изучить, огромное желание есть».
По эстраде КБР Андрей Емельянов начал работать после своего первого визита в республику в 2019 году. «Очень понравилось – из питерской суеты я приехал в тишину». А вернулся домой с местной музыкой: эстрада КБР увлекла его более всего прочего. «Очень люблю смотреть старые записи – 1960-70-х годов – из архивов телевидения КБАССР, - признается Андрей. – Как-то мне попались записи Владимира Барагунова. Заинтересовался. Прочитал о нем подробнее, стал изучать его творчество. Оказывается, его репертуар был очень обширным: не только попытки соединения традиционных песен с русской и европейской классикой, но и эстрада на кабардинском и русском языках. Потом все новое узнавал как по цепочке».
Андрей Емельянов мечтает попасть на радио КБР, покопаться в архивах. Возможно, ему удастся исполнить задуманное, если не сорвется поездка в Нальчик, запланированная на эту осень. А визит в Кабардино-Балкарию ему сейчас очень нужен: Андрей работает над созданием сборника Бориса Кужева – замечательного и, увы, почти забытого исполнителя. «Да и вообще: приехал бы и плотнее занялся эстрадой Кабардино-Балкарии 1960-х годов».
Работа эта, правда, сложная: поскольку музыка не народная, нужно соблюдать закон об авторских правах, а значит находить правообладателей или хотя бы коллег, родственников… Но на этом этапе чаще всего и возникают сложности: невозможно «найти концы», либо семья исполнителя отказывается сотрудничать. Однако Андрей полон энтузиазма: «Я бы еще хотел выпустить горско-еврейскую эстраду. Как раз недавно выкладывал в своем телеграм-канале песню о Нальчике в исполнении Веры Алхасовой. Нужно теперь найти записи, оцифровать в хорошем качестве. У них вообще очень музыкальная семья: все поют, играют, но пока мне никто из них не ответил… И все же, я не теряю надежды с этим проектом».
Также в планах Андрея издать сборники других исполнителей Кабардино-Балкарии: Веры Куашевой, Ирины Шериевой. Правда, снова нужны контакты, и Андрей надеется, что, возможно, кто-нибудь из нашей республики мог бы ему помочь с этим.
А вообще Андрей Емельянов мечтает создать портал, где собрал бы все сокровища Кавказа. Ну, а пока – статьи в сборнике Института музыкальных инициатив, музыкальные релизы на bandcamp, подкаст «Этномузыка» в рамках Фестиваля национальных литератур России, и телеграм-канал «Макъамэ дахэ» (с кабардинского «красивая мелодия» - ред.), где он публикует редкие записи местной эстрады.
«Пока я занимаюсь всем этим практически в одиночку. Это непросто. Надеюсь, скоро появится возможность набрать обороты и вернуть к жизни почти забытое наследие кавказской эстрады, в том числе Кабардино-Балкарии».