16 июля, 2023 - 15:32

В региональном этапе всероссийского конкурса «Мастер года» приняли участие 16 педагогических работников – мастеров производственного обучения и преподавателей колледжей республики. Его призерами стали Альбина Жанакуева, преподаватель специальных дисциплин Кабардино-Балкарского торгово-технологического колледжа, и Эльдар Балов, преподаватель Кабардино-Балкарского автомобильно-дорожного колледжа.
Победителем жюри назвало Ляну Панжокову, преподавателя специальных дисциплин медицинского колледжа «Призвание». Она представит Кабардино-Балкарию в финале всероссийского смотра, который пройдет в сентябре в Туле.
- Вы извините, я на минутку, у меня там мои детки защищаются, – Ляна вскакивает посреди интервью и убегает. Я невольно улыбаюсь «моим деткам»: Ляна Артуровна – педагог колледжа – выглядит не старше своих «деток» – студентов, которые в этот день защищают дипломные работы. Она действительно больше похожа на студентку, чем на преподавателя, но тем не менее, это ее «детки», за которых она переживает, как за собственных.
- Выбор профессии у школьников очень часто зависит от учителя. Вот попадется вам хороший учитель физики, например, и вы уже влюбляетесь в педагога, в его предмет и к выпускному классу уже думаете о профессии, связанной с физикой, - рассуждает Ляна. – Мне вот так повезло в школе с учителем биологии Натальей Викторовной Рабановой. Биология была моим самым любимым предметом в школе. Однако я почти до последнего сопротивлялась желанию связать с этой наукой свою будущую профессию, хотела поступать на юридический, как большинство моих братьев и сестер. Но тут вмешалась бабушка. Она вообще всегда говорила, что главное – быть хорошим человеком, а профессия это не первоочередное. Бабушка сказала: «Я уверена, что ты будешь хорошим человеком, а значит, тебе надо стать акушером. Потому что первые руки, которые должны взять ребенка после рождения, должны быть руками хорошего человека – чистого сердцем. Это важно для того, чтобы новорожденный вырос тоже хорошим и обязательно счастливым». Вот такие у нее были аргументы – возможно, необычные, но для меня убедительные. Бабушка в юности и сама хотела стать медиком, но не получилось.
На специальность «Лечебное дело» в КБГУ я не прошла – баллов не хватило, а в медколледж университета поступила. По баллам я, к слову, могла пройти и на «Химию», и на «Биологию» в КБГУ, но выбрала колледж, специальность «Акушерское дело».
Не верьте тому, кто будет говорить, что на медицинском учиться легко: не важно, вуз или колледж – трудно одинаково. А с моей ответственностью – «нельзя огорчать бабушку, педагогов, стыдно лениться, я должна знать все и даже больше, потому что у меня очень важная профессия» – вообще приходилось учиться очень много. Сколько раз такое было: бабушка заходит утром ко мне в комнату, а я сплю, сидя за столом и уткнувшись в учебник.
Первую свою практику помню в роддоме – невероятно сильные впечатления – увидеть, как маленький человек приходит в мир. Или укладывать малышей на каталку, чтобы везти к мамам на кормление. Они лежат там в два ряда – такие крохотные, пахнущие молоком… Помню первого ребенка, на чьем рождении я присутствовала – это был мальчик и у него была замечательная, совершенно адекватная и здравомыслящая мама, которая выполняла все указания врачей. Врачи потом смеялись: вам повезло, студенты, а то иногда тут на родах такие «концерты» бывают, что навсегда отбивают желание идти в профессию.
После колледжа и небольшой стажировки в больнице я решила продолжить учебу. На медфак поступить было нереально – надо было не один месяц готовиться к поступлению, а у меня не было на это времени, я ведь готовилась к защите диплома. Защитила его на «отлично», получила красный диплом, но не была уверена, что сдам внутренний экзамен на «Лечебное дело». Поступила на медицинскую физику, но очень скоро поняла, что это совсем не то, чем мне бы хотелось заниматься. Перевелась на любимую «Биологию». И все-таки не зря я со школьного детства любила этот предмет – училась с огромным удовольствием, даже не заметила, как бакалавриат оказался позади, а в руках еще один диплом с отличием. Потом была магистратура по этой же специальности и тоже красный диплом. Потом – работа методистом в Центре повышения квалификации медработников при колледже «Призвание» «Астрамедфарм» и неожиданное предложение нашего директора колледжа Мадины Шогеновой попробовать себя в преподавательской работе. Помню свою первую мысль, как только открыла дверь в аудиторию на свою первую лекцию: «Зачем я согласилась?!». И страх: «Они все взрослые, каждый со своим амбициями, они меня не примут и не поймут! Зря! Зря я сменила работу!». Сейчас я думаю о них иначе: «Мои дети. Умные и любознательные. Мой стимул совершенствоваться. Мои учителя». Да-да, не только я их учу, но и они меня. Это нормально, когда учитель и ученики учатся друг у друга.
Кстати, с конкурсом было примерно так же. Я согласилась принять в нем участие, но уже на втором этапе, когда надо было записывать «Визитку», а это значит работать с камерой, я подумала: «Зачем я в это ввязалась?!» На «Открытом уроке» было еще страшнее – в аудитории целый ряд экспертов и незнакомая мне группа детей из другого колледжа, вообще не имеющего отношения к медицине. Но оказалось, так даже интереснее. Ребята оказались позитивными, любознательными, с радостью переоделись в белые халаты и шапочки и с интересом учились и практиковались.
Я и сейчас волнуюсь, когда захожу в аудиторию к новой для себя группе студентов. Думаю, они тоже с волнением ждут знакомства с новым преподавателем. Но со мной работать не трудно, надо только соблюдать некоторые мои правила: не пропускать занятия, хотеть получать знания, не сомневаться в своих силах и – главное! – любить людей! Медик, не любящий людей, очень быстро «выгорает» и теряет интерес к своей профессии.