6 августа, 2023 - 15:40
Анзор Увижев – артист эстрады, музыкант в Театре эстрады Мурадина Думанова и ансамбле «Хатти». А еще он – настоящий мастер на все руки. Вокалист, знаток духовых инструментов, мастер, создающий старинные инструменты и не только – в его коллекции самые разнообразные, порою уникальные экземпляры, созданные своими руками, а также привезенные со всего мира.
Анзор Увижев получил специальное музыкальное образование по классу «кларнет», но, как признается музыкант, ему было тесновато в рамках академической музыки. Молодой парень грезил рок-музыкой, хотел экспериментировать со звуком.
Правда, в суровые 90-е приходилось жить не только мечтой, но и думать о хлебе насущном, поэтому, как и многие в то время, Анзор Увижев подрабатывал на различных мероприятиях в качестве приглашенного музыканта. Но это в итоге и подтолкнуло его к тому, что однажды он попробовал себя еще и в качестве мастера по созданию инструментов: «Как-то во время гастролей за рубежом я приобрел один духовой инструмент ручной работы из бамбука. Он отличался от стандартных пластмассовых, там была другая пальцовка, очень удобный. Но на свадьбы и другие мероприятия возить этот инструмент не хотелось: вдруг гости, дети возьмут, уронят, сломают? И я решил сделать его копию. Так я начал сам делать инструменты».
Конечно, получалось не сразу. Но трудности не пугали начинающего мастера, напротив: поиски решения проблемы подталкивали к более глубокому изучению предмета, исследованию всех тонкостей влияния материала, размера отверстий, формы инструмента: «Я даже в мебельный цех ходил, выяснял, как какое дерево себя ведет, какие надо использовать масла, на что нужно обращать внимание. Узнал много нового!»
Эти знания потом очень пригодились: бывало, что инструменты, которые очень хотелось использовать при создании музыки, попросту в то время не продавались в нашей стране. В Кабардино-Балкарии тогда был один мастер, который делал некоторые уникальные инструменты, но делиться своими секретами он не хотел. Приходилось прилагать все таланты в дипломатических переговорах и наблюдательности, чтобы добиться своего. «Я так однажды раздобыл зурну. Инструмент сам по себе не сказать, что редкий, но зурна ведь бывает разная. В общем, я подружился с сыном этого мастера и уговорил продать мне зурну, которую сделал его отец. Со временем, правда, по ней пошла трещина, нужно было делать копию инструмента. Многое пришлось изучить, чтобы воссоздать тот же звук. После этого я делал разные духовые инструменты, не только кавказские, но и всего мира».
Любимый инструмент? Нет, Анзор Увижев говорит, что такого у него нет. Каждое звучание, по словам музыканта, подходит под определенную музыку, и само по себе оно не может быть «лучше» или «хуже». «Любой инструмент мне нравится, лишь бы он не фальшивил и звучал гармонично». К слову, Анзор Увижев изготавливает не только духовые инструменты, но и ударные, и даже струнные. Но, как профессионал, он отмечает, что лучше концентрироваться на тех инструментах, в которых хорошо разбираешься, умеешь на них играть сам, иначе это будет просто «визуальная копия», а тонкости звука есть риск не уловить. «Но мне хватает и моих духовых, я и так не все успеваю».
У Анзора Увижева на юге России одна из самых больших коллекций духовых музыкальных инструментов. Большинство из них – собственного производства. «Конечно, саксофон я сам не сделаю, - смеется мастер, - тут уже заводик нужен. Но то, что могу сам сделать своими руками – это все у меня есть. Остальное – покупаю: саксофоны, кларнеты, флейты. Но я не коллекционер, мне эти инструменты нужны не для коллекции, а чтобы играть на них. Все они использовались на концертах и при звукозаписи».
Деревянные и пластиковые, покупные и самодельные, редкие и общеизвестные – инструментов у Анзора Увижева так много, что порою он уже и не сразу может вспомнить, что тот или иной экземпляр у него давно есть. «Иногда обнаружу что-нибудь в коллекции у себя и так удивляюсь: о, так у меня же и такое имеется, оказывается!» Однако останавливаться на этом мастер не собирается. «Многие инструменты достаточно редкие или очень дорогие, и тут есть выход – сделать такой же самому. Тем более знания и опыт есть».
И хотя Анзор Увижев сетует, что изготовление инструментов отнимает много времени, которое он предпочел бы потратить на сочинение и запись музыки, но увлеченность мастера не отпускает его от станка. «Начинаешь делать какой-нибудь инструмент, а потом хочется что-то в нем изменить, посмотреть, послушать, как он зазвучит в этом случае. Хотя я поручил бы эту работу другому мастеру, но пока таковых не наблюдается, так что работаю сам».
Опыт мастера стал востребован не только в музыке, но и в сохранении культурного наследия: Анзор Увижев стал главным консультантом при создании книги Замудина Гучева о национальном адыгском духовом инструменте «камыль». И даже сам стал тем человеком, который пополнил копилку уникальных национальных инструментов: единственный в своем роде камыль, сделанный из серебра, был изготовлен Анзором Увижевым совместно с другим мастером – Вячеславом Мастафовым. «У Заура Нагоева (народный музыкант из Адыгеи – ред.) возникло желание сделать камыль из серебра, он для этого нашел килограмм этого металла для нас, чтобы мы сделали такой удивительный инструмент, первый в истории».
Тонкости изготовления музыкальных инструментов рассказывают не только о собственно технологии, но и об истории народа, а также о ботанике, географии и многом другом. «Например, местный камыш не подходит для создания инструментов, и у нас не растет бамбук, зато было много оружия, и инструменты делали из стволов ружей, - рассказывает мастер, - или борщевик: его у нас много, но он ядовит. Однако, если правильно с ним работать, из борщевика тоже можно делать инструменты».
Как признается Анзор Увижев, «националка» его затянула как-то незаметно. А ведь изначально ему была интересна только рок-музыка. Но череда случайностей привела к работе в коллективах, где исполнялась национальная музыка. «Поначалу я работал там ради заработка, - смеется музыкант, – но постепенно начал обращать внимание на разные тонкости. А однажды я услышал грузинскую музыку. Там каждый музыкант играл свою партию, и это было совсем не похоже на то, как играют в наших народных ансамблях, где все исполняют одну и ту же партию в унисон. Я так загорелся! Захотелось, чтобы и у нас было такое. Решил даже сочинить целый альбом ради этого. Так и понеслось».
Через месяц, рассказывает Анзор Увижев, начинаются новые репетиции. Иронично отмечая, что вне репетиций музыкантам приходится работать кому где – кто-то и на стройке, а кто-то поближе к главной профессии, в той же мастерской, например, создавая новый инструмент, новый звук. А кто-то работает в студии, пишет в компьютерных программах. «Я и электронную музыку уважаю, если она сыграна хорошо, профессионально. У меня нет такого снобизма, я не считаю, что только живой звук – это настоящая музыка». Но, все же, инструмент, созданный живыми человеческими руками – это особая история. И даже в век цифры его время, к счастью, не вышло.