8 марта, 2022 - 11:15
23 февраля в Санкт-Петербурге состоялся концерт: симфонический оркестр Ленинградской области исполнил четвертую симфонию Чайковского. Новость для «культурной столицы» привычная, а вот для жителей Кабардино-Балкарии это особый повод для гордости, ведь дирижировал оркестром наш земляк – Ашамаз Заифов.
Сейчас Ашамаз Заифов оканчивает учебу на кафедре оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Рассказывая о концерте, состоявшемся 23 февраля в Санкт-Петербурге, молодой дирижер подчеркивает важную роль в этом Михаила Голикова – директора, художественного руководителя и главного дирижера Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества, художественного руководителя и главного дирижера Международного симфонического оркестра «Таврический», народного артиста Кабардино-Балкарии: «Михаила Сергеевича я знаю со времен моего поступления, ведь по первому моему образованию я – выпускник оркестрового факультета (струнные), - рассказывает Ашамаз. – Еще в 2010 году он руководил студенческим оркестром в консерватории, я учился, играл у него в оркестре. Позднее хорошие профессиональные связи Михаила Сергеевича и Мурата Кабардокова позволили мне поучаствовать в концерте, когда коллектив приезжал в Нальчик после записи «Симфонии Кавказа».
Прошлым летом Заифов заканчивал четвертый курс, тогда-то и встал вопрос о предстоящем госэкзамене, который должен был по традиции состоять из двух частей: это оперный жанр и симфонический – дирижировать одну оперу и одну симфонию. Как рассказал музыкант, в консерватории есть собственный оркестр, но пандемия внесла свои коррективы: изменился его состав, и сыграть всю программу на запланированном уровне не представлялось возможным: «Зная это, я обратился с просьбой к Михаилу Сергеевичу позволить мне исполнить на госэкзамене симфоническую программу с его оркестром. Голиков согласился, а я быстро определился с произведением: вторая симфония Рахманинова». Кроме этого, Голиков дал возможность Заифову поработать с его оркестром и вне госэкзамена: пригласил принять участие в концерте, посвященном романтическому жанру. Ашамаз выбрал Четвертую симфонию Чайковского.
К концерту готовились серьезно, было назначено 4 репетиции на 4 репетиционных дня, и все это сразу после госэкзамена в оперном жанре, где Заифов дирижировал оперу Чайковского «Евгений Онегин». А уже на следующий день начались репетиции симфонии с оркестром, которая и прозвучала на днях в Санкт-Петербурге. Сам же Михаил Голиков дирижировал в первом отделении Брамса «Венгерские танцы» и «Песнь судьбы» (Schicksalslied) на текст Гельдерлина для хора и оркестра с участием St. Petersburg Choral Collegium под управлением Николая Романова.
Ашамаз Заифов без ложной скромности высоко оценивает состоявшееся выступление: «Концерт удался. Меня поставили и во второе отделение: Михаил Сергеевич доверился и позволил завершить концерт. А программа была серьезная и в дирижерском, и в исполнительском смысле: это очень сложная симфония, но оркестр справился на ура. Все прошло на одном дыхании, легко и в каком-то смысле даже уютно». Помимо профессиональной оценки, была и теплая обратная связь от слушателей. Достаточно почитать отзывы присутствовавших на концерте в социальных сетях.
А как же все начиналось? Тогда еще обычные сельские ребята – Ашамаз и его брат – по желанию родителей начали ходить в музыкальную школу. Братьев определили на обучение по классу скрипки. Как вспоминает их педагог Маргарита Савостина, родители хотели приобщить своих сыновей к прекрасному, и, не жалея времени, сил и средств, поощряли их обучение музыке. Правда, никто тогда и помыслить не мог, что эти занятия станут делом жизни для одного из братьев. Впрочем, и педагог Маргарита Савостина, и директор музыкальной школы Маргарита Шидова заметили особый талант парня, который учился даже во время каникул. Так что его решение поступить после в Институт искусств стало для них ожидаемым.
Годы, проведенные в СКГИИ под руководством своего наставника Виталия Цалиева, «человека, который является носителем петербургских исполнительских традиций», Ашамаз вспоминает с особой теплотой и добавляет – в свое время педагогом Цалиева был знаменитый альтист Юрий Маркович Крамаров: «Педагогические цели, которые ставит Виталий Михайлович по отношению к студенту, как я уже сейчас понимаю, выходят за рамки банальной постановки рук или разучивания очередного произведения. И я позволю себе сказать, что он является моим наставником и по сей день».
После парень решил продолжить обучение в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Это было результатом стечения ряда обстоятельств. Близились выпускные экзамены, все было расписано и предсказуемо, но признание соседа по общежитию изменило порядок вещей: «Он сказал, что тайком уезжает в Петербург поступать в консерваторию. Так как Петербург является местом моего рождения, сомнений в том, что нужно покупать билеты на поезд и ехать с ним, не возникло никаких. С тех пор в случайности я не верю».
Ашамаз поступил к Евгению Бродоцкому, с третьего курса начал посещать дирижерские классы и в течение двух лет следил за процессом обучения этой профессии. А дальше – студенческие будни, но будни яркие: кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Альтшулера, присутствие на репетициях Юрия Темирканова, которые молодой студент ни разу не пропускал: «Возможно, именно этот факт и повлиял на мое решение поступить на дирижерский факультет».
Сейчас в исполнении Ашамаза Заифова уже несколько опер, среди которых произведения Пуччини «Богема» и «Сестра Анжелика», постановка с его дирижерской подачи «Евгения Онегина» на музыку Чайковского, концерт с московским симфоническим оркестром, где звучала Четвертая симфония Бетховена, еще один – уже с симфоническим оркестром Ленинградской области. С этим же коллективом Заифов готовится представить в конце весны Вторую симфонию Рахманинова.