21 марта, 2024 - 09:51
Жанна Хуранова – художник-кукольник, поэт и иллюстратор, транслирующая свои идеи в разных медиумах. В 1986 году Жанна окончила Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности. С тех пор она провела три персональные выставки, стала автором более полусотни предметов искусства, проиллюстрировала альманах «Коломенские зори», прочла множество лекций по мировой художественной культуре и стала членом литературного объединения «Коломенское». В интервью Жанна расскажет о своем творческом пути, поделится мыслями об искусстве и развеет мифы о ремесле художника.
- Как вы пришли к созданию картин и кукол?
- Я увлекалась рисованием с самого детства. Больше всего мне нравилось иллюстрировать те тексты, которые я читала. И каждый раз весь этот прочитанный текст представлялся как некий театр, который потом просто вырисовывался. Куклами я тоже была увлечена с раннего возраста. Делала из разных материалов и воспринимала их, как героев.
-Насколько быстро смогли прийти к своему стилю?
- Вообще, конечно, больше всего мне хотелось быть художником-мультипликатором, но вскоре я поняла, что это не получится. Но эта детская мечта нашла отражение в моем творчестве. Я все же больше мечтатель, но если говорить о моих куклах, они связаны с литературой. Всегда с большим уважением относилась к русской и зарубежной классике, и многие мои куклы – это герои литературных произведений. Эта взаимосвязь безусловно прослеживается. Да и сюжетами картин я зачастую черпаю из литературы.
-Расскажите, пожалуйста об иллюстрировании книг.
- Это было 60-летие Победы. Мне поступил заказ по иллюстрации альманаха поэтов Коломенского округа города Москвы. Когда я жила в Москве, состояла в обществе не только художников, но и поэтов. В этом альманахе было мое стихотворение, и они попросили меня проиллюстрировать этот альманах; это был первый и пока единственный подобный опыт для меня.
- Бытует мнение, что дисциплинированность – довольно редкое качество для художника. Вы его подтверждаете или опровергаете?
- Я скорее опровергну этот миф, потому что без дисциплины вообще невозможен никакой профессионализм ни в какой работе. Способности способностями: они, наверное, есть у каждого, а вот развивать их – это ежедневная работа. Попробуйте остановиться на один день и вас отбросит на 2-3 дня назад. Поэтому если человек хочет добиться чего-то в принципе, то это каждодневная работа. Возможно, она не заключается в том, что ты берешь кисть и рисуешь каждый день, но вот эта обработка сюжетов, видения композиции, расстановка всего: это происходит все время. И ты всегда живешь в этой парадигме. А отсутствие дисциплины – это деградация.
- То есть вы считаете, что за успехом всегда стоит совокупность таланта и усердной работы?
Ж.: Я довольно осторожно отношусь к слову «успех». Что такое успех? Это такая установка, которая не всегда совпадает. Для кого-то – это цитируемость, выставки, музеи, деньги. А для кого-то успех – претворить в жизнь те задумки, которые изначально родились в голове, в душе. Но так или иначе, успех – это, безусловно, итог упорного труда.
- Что кроме литературы вдохновляет вас на создание тех или иных работ? Может вы вдохновляетесь какими-нибудь художниками?
- Да, я с очень большим уважением отношусь к ним. У меня никогда нет чувства пренебрежения. Если какие-то картины или какой-то художник не нравятся – это говорит о том, что пока нет понимания того, что задумал человек. И пройти эти лабиринты, понять почему так, почему картина основана на этом –очень важно и ценно для меня. Ведь на творчество сильно влияет и человеческая среда, и личность художника. И, конечно, мне нравится во всем этом разбираться. Я вот, например, очень люблю Питера Брейгеля и Иеронима Босха. Такой масштаб личности всегда восхищает.
- Вы считаете, что творение и личность – неразрывное понятие или творчество стоит воспринимать отдельно от художника?
- Я считаю, что отдельно. Потому что, знаете, как артист играет определенную роль и позже его ассоциируют именно с этой ролью. Но рождение картины находится в настоящем моменте. Нет, бывает, конечно, что ты вынашиваешь эту мысль, но мне кажется, что настоящее искусство – сиюминутное. Вот сейчас пришло это озарение, это понимание, сейчас у тебя определенное настроение и все сложилось. Так рождается что-то грандиозное для тебя лично. Все равно то, что родилось спонтанно – гораздо дороже и ценнее лично для меня.
- Я часто слышу, что многие кукольники находят свои творения живыми. Есть ли у вас такое чувство?
- У меня была целая выставка, которая называлась «Я кукла, я живая». И вы знаете, кукла – очень серьезный предмет. Если мы оглянемся и посмотрим историю кукол, мы увидим, что в разных народах существуют разные поверия и традиции, связанные с куклами. Они могут быть оберегами, могут быть страшными, поэтому это очень индивидуальная вещь. Я вообще шла к тому, чтобы делать своих кукол 10 лет, чтобы они не вызывали у людей страх. Конечно, человек в здравом уме понимает, где кукла, а где реальность, но кукла живет своей жизнью. Абсолютно своей жизнью. Это, все-таки, особый вид искусства. Кукла выбирает себе одежду, аксессуары, выбирает для себя место, в котором она хочет стоять. И я в принципе думаю, что часть человека, который занимается творчеством, остается в его творениях и эта энергетика может влиять на этого же человека или на какого-то другого. Поэтому люди и чувствуют что-то, смотря на предметы искусства. Так что я против того, чтобы творец делал такие произведения, которые пробуждают в людях низменные чувства или страхи, ведь художник должен творить что-то вечное и доброе, и, вообще, умножать количество добра на земле.
- Какая последняя сделанная вами кукла?
- Последняя кукла – то, чем я сейчас занимаюсь – проект по венецианскому карнавалу. Это будут две куклы, которые присоединятся к проекту из пяти кукол «Вивальди». Четыре времени года и один скрипач. Последние две куклы будут в венецианских масках и представят венецианский карнавал. Такой нарядный последний проект.
- И последний вопрос: вы достигли успеха в вашем личном понимании?
- Я довольна. Я абсолютно довольна тем, что я делаю. И я считаю, что я успешна, потому что я всегда занималась тем, что мне очень нравится. Так что я счастливый человек.
- И это главное.
- И это главное. В этом и есть цель жизни, чтобы чувствовать себя счастливым.
Надир Кенетов.
Фото из личного архива Ж. Хурановой